Роль инклюзивного образования в процессе повышения социального статуса образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Г.С. Птушкин, Е.В. Траулько
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 isr@first.nstu.ru
Ключевые слова: образование, образовательная программа, инклюзия, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, доступность, социальный потенциал, ресурсный центр
Страницы: 205-214
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования в странах Европы и России, делается акцент на повышение социального статуса образовательных программ для инвалидов, реализуемых с использованием инклюзивной формы образования. Основная цель данной статьи заключается в том, чтобы на основе проблемного анализа зарубежного опыта выявить степень готовности российской высшей школы к реализации принципов инклюзии в системе профессиональной подготовки специалистов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование - это мировой процесс, которым охвачены все страны, особенно страны с развитой демократией. Оно предполагает реформирование образовательных организаций и перепланировку учебных помещений для того, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех обучающихся без исключения. Данная форма обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет обучающимся активно сотрудничать с нормально развивающимися гражданами и получать от них коммуникативную и образовательную поддержку. Это способствует консолидации всего общества, развитию в нем принципов толерантности и гуманизма. Инклюзия - это идея образования, устраняющего препятствия, существующие в обществе. Россия пошла по пути инклюзивной школы вслед за государствами с развитой демократией. Это свидетельствует об определенном уровне политического, экономического и культурного развития нашего государства. Однако подлинная инклюзия требует значительных материальных вложений, необходимых для создания доступной образовательной среды. Сегодня только отдельные вузы могут обеспечить такие условия. В статье делается вывод о том, что, исходя из сложившейся ситуации в российских вузах, в частности в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ), инклюзивное образование может обеспечить прежде всего социальную интеграцию данного контингента студентов. Говорить о создании условий доступности во всех вузах страны для всех категорий инвалидов сегодня преждевременно. Это сложная задача, требующая мобилизации материальных и человеческих ресурсов, реконструкции зданий учебных корпусов и общежитий, перестройки мировоззрения педагогов, работающих в инклюзивных группах, изменения общественного сознания в отношении людей с инвалидностью. На первых этапах развития инклюзивного образования важно получить поддержку со стороны министерства, в частности в виде определенной квоты контрольных цифр приема для вузов, имеющих многолетний опыт обучения инвалидов в отдельных и интегрированных группах квоту. В России таких вузов - единицы, одним из них является Институт социальной реабилитации НГТУ. Имея двадцатилетний опыт обучения инвалидов, он, несомненно, может стать крупнейшим ресурсным центром профессионального инклюзивного образования в Сибирском регионе.
|