Повышение социального потенциала образовательной среды вузов в условиях инклюзивного образования
Л.А. Оверчук1, А. Козял2
1Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 luovernstu@ngs.ru 2Институт иностранных языков государственной высшей школы, 33-333, Польша, г. Новый Сонч, ул. Пташкова, 213 kozial184@wp.pl
Ключевые слова: Конвенция о правах инвалидов, инклюзивное образование, реконструкция образовательной среды, оптимизация образовательных программ, лица с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ)
Страницы: 193-204
Аннотация
В статье раскрываются возможности реорганизации образовательной среды вузов с целью повышения ее социального потенциала в условиях перехода к инклюзивному образованию. Описывается новый подход в осуществлении политики равных возможностей для инвалидов на примере польской и российской систем высшего образования, сравнивается круг возникающих проблем, рассматриваются возможные пути их преодоления. Конвенция о правах инвалидов декларирует высшее образование как важный инструмент обеспечения социальной включенности лиц с ограниченными возможностями (Россия ратифицировала Конвенцию в 2012 г.). Анализ практического опыта инклюзии в Польше показывает наличие основной проблемы реализации Конвенции, а именно: изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья от окружения в процессе обучения. Требуют дальнейшего разрешения и проблемы адаптации образовательных программ и создания безбарьерной среды как в Польше, так и России. Новая парадигма инвалидности, в отличие от традиционной, обращает внимание на способы взаимодействия между инвалидом и окружающей средой, обществом в целом. Концепция гражданских прав лежит в основе инновационной социальной политики, целью которой является реформирование социальных институтов, в том числе высшего образования, для включения в них инвалидов. При этом в инфраструктуру общества включается система социальных служб, которым инвалиды могут делегировать свои ограниченные возможности и которые позволяют им самостоятельно существовать в обществе. Так, процесс обучения должен сопровождаться профессиональной реабилитационной поддержкой. Наличие специализированных педагогов и психологов в структуре вузов позволит оказывать реальную поддержку в процессе реконструкции образовательной среды и оптимизации образовательных программ.
|