Развитие эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных подростков
А.Г. Ряписова, Е.В. Дёмина
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 psy-ped-iesen@mail.ru
Ключевые слова: инновационный региональный проект, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, коммуникативная компетентность, эмоциональная сфера личности, эмоциональная отзывчивость, эмпатийность, интерактивные методы
Страницы: 138-151
Аннотация
В статье рассматривается система семинаров по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся специализированных классов математической и естественнонаучной направленности, участвующих в инновационном региональном проекте. Цель данной публикации - представить методологические основы развития эмоционально-волевой сферы интеллектуально одаренных подростков и обобщить имеющийся опыт организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса наиболее способных обучающихся. Содержание статьи позволит педагогам-психологам, работающим с одаренными школьниками, определить, осознать и адаптировать предлагаемую систему работы для совершенствования собственной деятельности и повышения ее эффективности. Основная идея статьи заключается в обосновании целесообразности и возможности применения интерактивных методов работы педагогов-психологов для развития эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных учащихся. Инновационный региональный проект «Сеть специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для наиболее способных и одаренных школьников Новосибирской области» реализуется с 2009 г. в качестве компонента Комплекса мер модернизации региональной системы образования. Цель создания специализированных классов - обеспечение условий выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, отражающих перспективные потребности на рынке труда и технологий. Данный проект предусматривает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью создания психолого-педагогических условий для полноценного становления и развития личности одаренного ребенка. В целях повышения профессиональной компетентности специалистов сопровождения (педагогов-психологов, кураторов) действует система обучающих семинаров и мастер-классов. Данная форма организации профессионального взаимодействия и взаимообогащения профессиональным опытом подтвердила свою эффективность в аспекте разработки способов преодоления специфических психологических проблем, присущих одаренным подросткам - учащимся специализированных классов. Результаты психодиагностического обследования убедительно показали, что одной из самых актуальных является проблема развития аффективно-эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренного подростка, в том числе дефицитарность развития эмоциональной отзывчивости как смыслового эмоционального переживания, что способствует возникновению барьеров в общении со сверстниками и взрослыми, создает трудности в формировании коммуникативных компетенций и социально-психологической адаптации в целом. Определение понятийного аппарата в аспекте исследуемой проблемы построено на основе классических и современных научно-теоретических трудов отечественных ученых. Для решения задачи развития эмпатийности подростков обоснована целесообразность применения интерактивных методов работы педагога-психолога со старшеклассниками специализированных классов. Описана система учебных и внеучебных групповых коммуникаций, включающая кейс-стади, дискуссию, игровые методики, тренинг, метод групповых проектов; раскрыты возможности развития эмоциональной отзывчивости средствами искусства.
|