Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.235.227.36
    [SESS_TIME] => 1711618307
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7e33c3c34cb45d18d9e72aea6898e3d7
    [UNIQUE_KEY] => 67eda557bb86558ec29dfc9e61b5dfbf
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 2

Взаимодействие содержания и формы в композиционном пространстве

Л.Г. Медведев
Омский государственный педагогический университет, Омск, наб. Тухачевского, 14
lgmedvedev_omgpu@mail.ru
Ключевые слова: композиция, содержание и форма, замысел, конструкция, творческий процесс, гармоничность
Страницы: 211-222

Аннотация

В статье для выявления сути композиционной составляющей в изобразительном процессе анализируются базовые основы художественного произведения, а именно - взаимодействие содержания и формы в процессе становления композиции, раскрываются принципы их взаимодействия в художественном пространстве композиции, рассматриваются основные композиционные показатели в художественном изображении. Постигая композицию как последовательный процесс реализации содержательного замысла (смысла) в конкретную изобразительную форму, художник познает ее постепенно, последовательно переходя на все более высокие уровни познания. В этом беспрерывном процессе он овладевает пониманием эстетических ценностей и познанием профессиональным, связанным с особенностями реализации замысла в конкретной композиционной форме (конструкции), включающей в себя необходимые уровни изобразительных знаний, умений. Это требует от художника творческого осмысления окружающего мира и постоянного развития профессионального мастерства, связанного с совершенствованием содержательности замысла и изобразительной формы его реализации. Современные философские исследования проблем существования художественного произведения подтверждают, что в изобразительном искусстве содержание и форма существуют неразделимо в едином творческом процессе. Обусловленность формы содержанием прослеживается на всем пути становления композиции: от формирования содержательного замысла до его материального воплощения. Форма существует для выражения индивидуального содержания, его образных смыслов и значений, относительная самостоятельность формы заключается в том, что адекватная изобразительная форма всегда обогащает образный смысл содержания. Смысловое содержание произведения, выраженное в художественно-образной системе, несет в себе форму как способ отражения и познания действительности. С другой стороны, форма всегда обусловливается особенностями содержания и оформляется конкретным композиционным построением, которое является важнейшим показателем художественности произведения. Основными составляющими композиционного построения являются первостепенные принципы: соразмерность и пропорциональность; целостность и органичность формы; равновесие и ритм; единство и аналогия; контраст и нюанс; масштабность и пластичность; симметрия и асимметрия. Вполне очевидно, что описанные композиционные составляющие могут рассматриваться и в другом порядке, однако это не умаляет их функциональной значимости в художественном произведении. Важно помнить, что взаимодействие содержания и формы в художественном произведении невозможно без творческого осмысления основных принципов композиционного построения.