Священные места аларских бурят в этнокультурном ландшафте Иркутской области
Л.С. Цыдыпова, Ц.Б. Дашпилов
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия tsidipovaluda@mail.ru
Ключевые слова: род, Хонгодор, Булагат, сакральный ландшафт, дерево, культурные традиции
Страницы: 123-133
Аннотация
Современное освещение представлений о географических исследованиях сакральных локусов региона показывает ключевые элементы культурной и духовной идентичности локальных сообществ, выявляет их значение для сохранения традиционных ценностей и природно-экологического баланса. Рассматриваются характерные черты особенностей формирования родовых святилищ этнотерриториальной группы бурятского этноса - аларских бурят в контексте культурного ландшафта. Фактической базой стали полевые исследования авторов, которые проводились в дер. Готол и муниципальном образовании «Ныгда» Аларского района Иркутской области, а также статистические данные, архивные материалы. Объектами исследования стали шаманские священные места «Нэгдэйн Yбгэд, Төөдэйд» и «Готолой Yбгэд» вблизи поселений Ныгда и Готол. Эти места связаны с родовыми группами племен Хонгодор и Булагат и выполняют функции духовных центров, где проводятся обряды поклонения предкам. С помощью методов культурной географии выявлены особенности священных мест, их связи и динамика в этнокультурном и природном ландшафте. Проанализирована роль священных мест в сохранности традиций семейно-родовых групп бурят, включая состояние природных условий и хозяйственную специфику ареалов освоения. Все это позволило определить особенности сакрального ландшафта и распределение мест расселения с учетом политико-социальных перемен, показав историко-географическую преемственность и устойчивость самоидентификации этноколлективов. На основе историко-географического подхода обобщены данные о специфике священных мест, связанных с ареалами расселения. Материалы полевых наблюдений подтверждают значимость культурных традиций локальных групп, их особенности и роль в обживании пространства. Священные места не только сохраняют историческую память, но и являются маркерами этнической самоидентификации. Результаты показывают, что угрозой для сакральных ландшафтов являются вырубка лесов, нарушение почвенного покрова и недостаточная координация между органами власти и местными сообществами. Ареалы сакральных мест, сложившиеся в XVII - нач. XIX вв. демонстрируют устойчивость относительно современного хозяйственного освоения Аларского района Иркутской области.
DOI: 10.15372/GIPR20250312 |