Выделение границ агломерации (на примере Иркутской области)
Д.А. Бубнович1,2, Е.И. Наговицина2,3, А.Д. Овечкина2
1Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия darya.bubnovich74@gmail.com 2ОГБУ «Центр компетенций», Иркутск, Россия katya.nagovitsina@yandex.ru 3Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия
Ключевые слова: Иркутская агломерация, территориально-административный подход, транспортный подход, схема территориального планирования, стратегия социально-экономического развития
Страницы: 115-122
Аннотация
Рассматривается неопределенность понятия «агломерация» в региональных и федеральных документах стратегического и территориального планирования, а также в научной литературе. В результате анализа документов разного уровня, а также научных трудов авторитетных специалистов в данной области, сформирована сравнительная таблица, позволяющая проследить динамику понятия «городская агломерация». Большинство из приведенных определений указывают, что для агломерации необходимы «ядро», спутники и производственные, экономические, социальные и транспортные связи между ними. Анализируются практические подходы к выделению границ Иркутской агломерации, их достоинства и недостатки. На основе анализа национального проекта «Безопасные качественные дороги», Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2036 г. и главного документа территориального планирования региона - Схемы территориального планирования Иркутской области - обосновываются два подхода к выделению границ агломерации, отражающие различия в ее делимитации: транспортный и территориально-административный. Подход, отраженный в национальном проекте, основывается на развитии транспортной инфраструктуры, в то время как подход, имеющий место в Стратегии и Схеме территориального планирования, учитывает принцип территориальной неделимости и интервалы временной доступности до ядра Иркутской агломерации - города Иркутска. Рассмотрены положения проекта федерального закона «О городских агломерациях», который впервые приводит утвержденный перечень критериев для выделения агломерации, таких как наличие центра, средняя плотность территориальных образований, составляющих агломерацию, и транспортная доступность периферийных территорий по отношению к ядру. Помимо определения критериев, данный проект позволит закрепить терминологическую базу в отношении агломераций, установить правовые и организационные условия их функционирования, а также определить полномочия региональных и муниципальных органов власти в управлении агломерационными процессами.
DOI: 10.15372/GIPR20250311 |