РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Х.Б. Бадарчи, А.Ч. Кылгыдай, Ш.Ч. Соян
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл, Россия herel_badarchi@mail.ru
Ключевые слова: грузоперевозки, регионы, факторы экономического роста, железнодорожное сообщение, экономические проекты, виды транспортного сообщения
Страницы: 146-155
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена наличием в периферийной приграничной зоне России ряда значительно отстающих в развитии регионов, в частности, Республики Тывы. Главной причиной экономического отставания Тывы априори считается отсутствие железнодорожного сообщения и относительная географическая удаленность от крупных экономических центров страны. Предполагается, что создание новой ветки железнодорожного сообщения априори приведет к росту хозяйственной активности во всех отраслях экономики региона. Но, с одной стороны, проблемы отраслей и хозяйствующих субъектов региона могут быть связаны с большей долей влияния других факторов, чем транспортных ограничений и издержек. С другой стороны, железная дорога - это не только само дорожное полотно и подвижный состав, но и не в меньшей степени вопросы логистики, инфраструктуры и экономической эффективности самого перевозчика. При значительном дисбалансе объемов ввозимого и вывозимого груза при варианте тупиковой железнодорожной ветки вопрос экономики перевозок может иметь критическую важность. Гипотеза исследования состоит в отсутствии жестко детерминированных связей между объемными характеристиками региональной экономики в сопоставимых (удельных) значениях и уровнем обеспеченности объектами транспортной инфраструктуры. С целью раскрытия данного вопроса исследована роль транспортной инфраструктуры как инструмента экономического роста, а также ее ключевых параметров, оказывающих влияние на рост. Проведен кластерный анализ по признакам схожести объемно-структурных показателей экономики регионов в контексте обеспеченности объектами транспортной инфраструктуры. Ввиду неравномерного расселения жителей страны и соответствующих объективных территориальных контрастов между регионами в целях обеспечения сопоставимости анализ обеспеченности субъектов России транспортной инфраструктурой осуществлен не относительно единицы площади, как принято традиционно, а относительно численности населения субъектов. По мнению авторов, это имеет больший экономический смысл. С применением многомерного факторного анализа выявлены и интерпретированы соответствующие статистические связи между показателями. При констатации очевидной связи между возможностью реализации отдельных экономических проектов, а также наличием и состоянием тех или иных технологически увязанных видов транспортной инфраструктуры следует вывод о том, что появление новых видов транспортного сообщения или улучшение состояния существующей инфраструктуры не гарантирует автоматического улучшения экономической ситуации в регионе и может больше зависеть от особенностей внутренней и внешней экономической конъюнктуры.
DOI: 10.15372/GIPR20250114 |