Моделирование зон генерации жидкой фазы вулканического пепла в камере сгорания газотурбинного двигателя на различных режимах полета магистрального самолета
"Т.В. Абрамчук1, Д.Д. Попова1,2, Ю.В. Попова1, А.Н. Саженков1"
"1АО «ОДК-Авиадвигатель», Пермь, Россия abramchuk-tv@avid.ru 2Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия popova-dd@avid.ru"
Ключевые слова: модель генерации жидкой фазы, вулканический пепел, извержения вулканов и авиационная безопасность, эрозионный износ, стеклование и стекловидные отложения, аккумуляция пепловых отложений, уменьшение площади проходного сечения двигателя, засорение отверстий охлаждения лопатки, помпаж, режим работы двигателя
Страницы: 637-646
Аннотация
Впервые представлены результаты численного моделирования процесса возникновения зон генерации жидкой фазы вулканического пепла в камере сгорания авиационного двигателя на трех режимах работы самолета: при попадании воздушного судна в облако пепла на крейсерском этапе полета, при выходе воздушного судна из облака путем набора высоты и выходе из облака пепла путем снижения высоты полета на полетном малом газе, как это рекомендовано ИКАО. Исследование выполнено для турбореактивного двухконтурного двигателя ПД-14 магистрального самолета МС-21 при воздействии на него пепла вулкана Шивелуч. По результатам расчета установлено, что внутри камеры сгорания двигателя ПД-14 наблюдаются существенные объемы зон с температурой газов, превышающей температуру плавления вулканического пепла. Объем высокотемпературных зон, в которых возможно плавление частиц вулканического пепла на крейсерском режиме, превышает 54 % от объема жаровой трубы камеры сгорания, в то время как объем зоны генерации на номинальном режиме (наборе высоты) составляет более 81 %, а на режиме полетного малого газа - не более 25,3 %.
|