Дидактика прагматизма в преподавании школьного курса биологии
Э.Р. Имамеев1, А.В. Лобанов2
1Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия natterera99@mail.ru 2Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия av.lobanov@mpgu.su
Ключевые слова: биология человека, прагматизм, польза, практическая ценность, знание, преподавание биологии, методика
Страницы: 124-137
Аннотация
Введение. Исследование посвящено проблеме применения дидактики прагматизма, его философских оснований для построения методики преподавания естественно-научных дисциплин, в частности биологии. Методология. Аналитический подход к исследованию способов улучшения методик преподавания биологии предполагает философско-методологический анализ возможности практического использования теоретических положений прагматизма и выработку методики преподавания курса биологии. На основе прагматического подхода для учащихся созданы задания по темам школьного курса биологии человека. Ключевой идеей подобранных задач было обучение скрининговым методам диагностики функциональных систем организма. Обсуждение. Биология, как и другие естественные науки, возникла из практических нужд человека. Практико-ориентированная философия прагматизма представляет собой конструктивную методологическую основу для работы с биологическим материалом, изучения функционирования живых систем, в связи с чем практичность полученных на уроке знаний будет вызывать больший интерес к предмету у учащихся. Результат реализации этой концепции на уроках биологии в 9 классе оправдал ожидания и способствовал хорошему усвоению материала, пониманию физиологии человеческого организма учащимися школы на ступени основного общего образования. Заключение. Показано, что установка на практическую ценность знания делает преподавание научной дисциплины более востребованным и интересным для учащихся, что позволяет добиться высоких показателей успеваемости по предмету биология. Важно отметить, что полученные знания выступают в роли инструментов для конструирования собственной картины мира, которая включает как эклектический подход, так и гносеологический плюрализм.
DOI: 10.15372/PHE20240409 |