Образовательно-методологические подходы к исследованию становления личности профессионала
Е.А. Пушкарева1, И.Д. Кирякова2, Ю.В. Пушкарев1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия pushkarev73@mail.ru 2Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru
Ключевые слова: образовательно-методологические подходы, развитие современного общества, формирование системы образования, становление профессионала, социальная философия
Страницы: 110-123
Аннотация
Введение. В центре внимания настоящего исследования - проблема профессионального становления человека в стремительно обновляющихся условиях современного развития общества. Цель - определение образовательно-методологических подходов и выявление особенностей современного философского содержания проблемы формирования профессионала в процессе образовательной деятельности, направленной на его становление. Методология. Основным методом исследования является теоретический обзор социально-философских и педагогических научных публикаций, содержащих подходы профессионального становления человека в условиях развития современного общества. Использованные образовательно-методологические подходы рассмотрены в контексте философско-теоретических понятий «личностный подход», «деятельностный подход» и «праксиологический подход». Обсуждение. Представление о процессах формирования профессионала в контексте личностного, деятельностного и праксиологически-ориентированного становления обусловлено прежде всего особенностями развития информационного общества и современными представлениями исследователей о профессионализме. Принципы стратегии развития образования включают, кроме того, представления об особенностях развития профессиональных качеств личности, приобретение личностью новых качеств, изменение направленности личности и др. Их общие характеристики обосновываются в рамках праксиологии трудовых навыков и приемов, выявления их элементов и составления на этой основе различных рекомендаций практического характера. В заключении обобщаются основные методологические основания и особенности современного социально-философского содержания проблем становления профессионала в его образовательном процессе.
DOI: 10.15372/PHE20240408 |