Противодействие террористическим актам и скулшутингу в образовательных организациях США и РФ: сравнительный анализ содержания учебных и справочных изданий
Н.Е. Лукьянов, А.А. Изгарская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия lukjanoffnick@yandex.ru
Ключевые слова: образовательные учреждения, безопасность, терроризм, скулшутинг, экстремизм, профилактика скулшутинга
Страницы: 39-59
Аннотация
Введение. Проблемы безопасности стоят в актуальном разделе повестки современного мира. При этом образовательные учреждения являются объектами повышенной опасности. Методология. На основе сравнительного анализа учебных материалов, изданных в России и США, предпринята попытка обозначить разницу подходов и связанных с этих проблем противодействия террористическим атакам на образовательные учреждения и скулшутингу. Обсуждение. Мероприятия по противодействию этим явлениям включены в структуры обеспечения безопасности каждого общества. Учебные материалы выстраиваются с учетом опыта борьбы государств с терроризмом и скулшутингом. В России основной акцент сделан на действиях в ситуации террористического захвата и выявление элементов экстремизма. В материалах, изданных в США, большее внимание уделяется скулшутингу. В российских материалах алгоритмом поведения стал набор следующих действий: «сохранять спокойствие - не провоцировать - успокоить остальных - дождаться освобождения - не мешать спецоперации». Этот алгоритм оправдывает себя при захвате образовательного учреждения хорошо организованной группой террористов, но может быть чреват большими жертвами в ситуации скулшутинга, поскольку не предполагает активного сопротивления. В учебных изданиях США основной алгоритм действия при скулшутинге следующий: «Беги. Спрячься. Борись». Считается, что предугадать появление активного стрелка на ранней стадии невозможно, поэтому в начале атаки участники образовательного процесса должны быть готовы вступить со стрелком в противоборство. В США применяется система первичной и вторичной профилактики скулшутинга. Первичная профилактика направлена на оздоровление школьного климата. В задачи вторичной профилактики входит выявление обучающихся, которые нуждаются во вмешательстве. Такие задачи решаются с использованием школьных целевых профилактических программ. Заключение. Поскольку скулшутинг становится частым явлением в школах России, то система подготовки участников образовательного процесса к противодействию таким атакам должна быть адаптирована к российским реалиям.
DOI: 10.15372/PHE20240403 |