К вопросу об информатизации в системе образования. Перечитывая Жана-Франсуа Лиотара
М.И. Панфилова, К.А. Ермилов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия panfi-marina@yandex.ru
Ключевые слова: образование, информатизация, легитимация через эффективность, Жан-Франсуа Лиотар
Страницы: 27-38
Аннотация
Введение. Одним из ключевых текстов, повлиявших на характер современной системы образования, является знаменитая книга «Состояние постмодерна» Жана-Франсуа Лиотара. Основным средством и результатом трансформации в сфере образования выступает информатизация. Согласно Лиотару, этот процесс связан с легитимацией знания через эффективность, ради которой и осуществляется информатизация. При передаче власти технике образование становится ареной, на которой постепенно происходит замена образованности информационным осведомлением и доступом к сети. Методология. Осмысление феномена информатизации в контексте проблемы образования определяется междисциплинарным подходом в сфере таких наук, как социология, философия, культурология, психология. В данном случае раскрытие обозначенной проблемы опирается на критическую интерпретацию книги Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна» через комментирование посредством герменевтического метода. Обсуждение. Процесс информатизации в сфере образования зачастую представляется тотальным, не предполагающим каких-либо исключений. Каковы же условия и значение информатизации? Эффективность обращения количества данных приводит к постепенному вытеснению содержания, которое не поддается переводу на язык информации. Наблюдается явление, называемое Ж.-Ф. Лиотаром «смещение границ институций», что проявляется, в частности, в феномене децентрации и распыления образования, совмещенного с развлекательными процессами. Такое совмещение, например, в одном и том же устройстве, зачастую не позволяет выделить обучающимся время и внимание для полноценного занятия. Заключение. Наряду с возросшим за последние десятилетия спросом на информационные технологии в сфере образования наблюдается некоторое обоснованное разочарование в информационных образовательных продуктах. Выход образования из кризиса часто видится в возвращении к утраченным классическим моделям просвещения, однако речь должна идти скорее о восполнении грядущих информатизированных форм образования гуманитарным содержанием.
DOI: 10.15372/PHE20240402 |