ТУРИЗМ В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШИХСЯ РЕАЛИЙ: ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ
З.Г. Мирзеханова
Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Хабаровск, Россия lorp@ivep.as.khb.ru
Ключевые слова: туризм, кризис, перспективы развития, тенденции, корреляция спроса и предложения, туристическая макротерритория
Страницы: 29-38
Аннотация
Кратко раскрыта современная ситуация на мировом и внутреннем туристических рынках, отражающая изменения, связанные с постпандемийным влиянием и геополитической обстановкой. Рассматривается признание продолжающегося кризиса как возможности для размышлений и необходимого пересмотра стратегий развития отрасли отдыха в контексте перспектив повышения ее устойчивости. Целью работы является анализ сложившихся основных тенденций, влияющих на развитие туристического сектора, определение ориентиров в формировании его перспектив. Методология исследования предусматривает системный подход для рассмотрения туризма как целостной системы, включающей многочисленные факторы, оказывающие на него прямое и опосредованное воздействие. В основе работы анализ экспертных оценок формирования туристического рынка под влиянием внешних факторов в 2020-2023 гг. Показано, что в России основное внимание уделено развитию внутреннего туризма в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В его контурах реализуется господдержка отрасли, ответом на которую является устойчивая динамика прироста в сегменте внутреннего туризма. Между тем, высказано опасение, что могут возникнуть сложности с удержанием этого направления развития. Решение данной задачи должно опираться на анализ особенностей сложившихся мировых трендов, оптимальное использование поддержки туризма со стороны органов власти, корректировку региональных стратегий. В контексте выявленных глобальных трендов, влияющих на развитие туризма, обозначены основные тенденции на российском рынке отдыха, направления в корреляции спроса и предложения, требования к продукту, исходя из анализа «уроков», преподнесенных текущей обстановкой. Установлено, что одна из особенностей выхода из сегодняшнего кризиса - высокая конкуренция между субъектами Российской Федерации за потребителя. Раскрыта роль ДФО как стратегической туристической макротерритории с активным применением преференциальных режимов. Показаны реальные примеры стремления региона для расширения деятельности в туристическом секторе. Отмечено, что дальневосточные территории активно позиционируют свой туристический потенциал, осознавая роль развития отрасли в российском «повороте на Восток», более тесном взаимодействии со странами АТР.
DOI: 10.15372/GIPR20240403 |