РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДАЛЬНИХ ПАССАЖИРСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ (2010-2022 ГОДЫ)
В.Ю. Кузин1, В.Л. Мартынов2, И.Е. Сазонова2
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия vadim-13.06@yandex.ru 2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия lwowich@herzen.spb.ru
Ключевые слова: география транспорта, пассажирские перевозки, железные дороги, федеральные округа, субъекты Федерации
Страницы: 16-28
Аннотация
Рассматривается трансформация региональной структуры дальних пассажирских перевозок России в 2010-2022 гг. Анализ этой структуры выполнен с помощью предлагаемой авторами методики определения коэффициента пассажирского железнодорожного взаимодействия, сходной с применяемой в экономической науке методикой «сдвиг и доля», но в то же время самостоятельной. Лидирующие позиции в стране по дальнему пассажирскому сообщению занимает Центральный федеральный округ: там оно развивается в Москве и тех субъектах Федерации, которые связаны со столицей скоростными поездами, появившимися в 2010-х гг. На втором месте в течение большей части исследуемого периода был Северо-Западный федеральный округ за счет Санкт-Петербурга, однако после 2020 г. он уступил свои позиции Южному федеральному округу. В последнем большая часть пассажирских перевозок приходится на Краснодарский край. Северо-Кавказский федеральный округ имеет крайне низкие и постоянно сокращающиеся показатели пассажирских перевозок. Для Приволжского федерального округа в целом характерны высокие показатели дальних пассажирских перевозок, но тенденции их в разных субъектах Федерации различны. Уральский федеральный округ имеет достаточно высокие, но устойчиво сокращающиеся объемы дальних пассажирских перевозок, особенно ярко проявляющиеся в наиболее крупных его регионах - Свердловской и Челябинской областях. В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах также отмечается значительное сокращение пассажирских перевозок, за исключением Республики Саха (Якутия), где после постройки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали объемы перевозок растут. В целом для России характерно снижение значения дальних пассажирских железнодорожных перевозок, что ранее происходило в других развитых странах. Восстановление их объемов посредством скоростного железнодорожного сообщения представляется возможным лишь в староосвоенных густозаселенных частях страны, что уже происходит.
DOI: 10.15372/GIPR20240402 |