КОНТЕКСТУАЛИЗМ, ПАРАДОКС КРУГЛЯНСКОГО И НАТУРАЛИЗОВАННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Н.В. Головко
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия golovko@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: контекстуализм, приписывание знания, психологическая мотивация, необходимость замыкания, когнитивная социальная психология, натурализация, А. Круглянский, У. Куайн
Страницы: 83-108
Аннотация
Цель работы - показать, что опираясь на концепцию «необходимости замыкания» А. Круглянского и пользуясь логикой концепции натурализованной эпистемологии, мы можем построить такую разновидность контекстуализма (Д. Льюис, К. Дерос, С. Коэн и др.), в которой установка на «необходимость рассматривать обоснование в неэпистемических терминах» не будет восприниматься как нечто безусловно противопоставляемое условному классическому представлению о нормативности. Натурализация эпистемологии предполагает, что «мы изучаем человека как физического субъекта» (У. Куайн), что дает возможность свободно апеллировать к результатам прикладной психологии. Концепция А. Круглянского раскрывает природу психологической «мотивационной составляющей» приписывающего знание субъекта, который принципиально находится в ситуации, в которой «принятие решений определяется практическими интересами». В качестве эвристики рассматриваются традиционные для контекстуализма примеры, показывающие, что «приписывание знания зависит от того, что стоит на кону» как с точки зрения самого субъекта, принимающего решение, так и с точки зрения третьих лиц, приписывающих знание этому субъекту. На наш взгляд, во всех таких примерах субъект будет знать. Меняется только «внешняя» оценка психологического состояния субъекта (и это позволяет сторонникам контекстуализма говорить о том, что в одних ситуациях субъект знает, а в других - нет), но это ошибка, которую допускает наблюдатель, а не субъект, приписывающий знание.,
DOI: 10.15372/PS20240306 |