МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ П. ФЕЙЕРАБЕНДА И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ НАУКИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭПИСТЕМОЛОГИИ
Е.В. Введенская1, О.Н. Гуров2,3,4
1ИНИОН РАН, Москва, Россия vvedenskaya.elena@gmail.com 2Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия gurov-on@ranepa.ru 3МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия 4МГИМО, Москва, Россия
Ключевые слова: методологический анархизм, пролиферация научных знаний, эпистемология, демократизация науки, протнаука, постправда, кризис экспертного знания
Страницы: 62-82
Аннотация
В статье анализируются методологический анархизм П. Фейерабенда и его влияние на демократизацию науки. Рассматриваются актуальные проблемы эпистемологии в свете идей выдающегося мыслителя. Методологический анархизм подразумевает отказ от установленных и универсальных методологических норм в науке в пользу плюралистического подхода. Фейерабенд призывал к разнообразию исследовательских подходов и свободе выбора методов, даже если они не соответствуют установленным нормам и традициям. Таким образом, по мнению философа, в научной сфере различные подходы, мнения и идеи должны иметь возможность существовать и конкурировать между собой, что будет способствовать более динамичному и гибкому развитию науки. Период пандемии COVID-19 актуализировал процессы демократизация науки, поскольку сотни тысяч исследователей и экспертов во всем мире в условиях неопределенности работали над разными аспектами болезни и методами лечения, и ускорение научных открытий и их распространение стало жизненно необходимым. Широкие круги общества также оказались вовлечены в процессы продуцирования и распространения знаний, а также в процессы принятия различных решений, связанных с пандемией. Вместе c этим актуальной остается и озабоченность Фейерабенда по поводу противоречий демократизации науки, которые проявляются в виде постправды и угроз эпистемической безопасности. Пандемия усугубила кризис экспертного знания, способствуя его политизации. По мнению мыслителя, для эффективной демократизации науки необходимо учитывать социальные, исторические и политические контексты, и авторы статьи считают такой подход продуктивным. Связь методологического анархизма и демократизации науки с эпистемологическими проблемами вызывает ряд интересных вопросов и дебатов. Авторы статьи рассмотрят проблемы научной обоснованности теорий и результатов исследований, эпистемическую неопределенность, добросовестность и справедливость, а также социокультурные и этические проблемы познания.,
DOI: 10.15372/PS20240305 |