ВЛИЯНИЕ Р. ДЕКАРТА НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И НАУКИ: Б. СПИНОЗА
В.П. Горан
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия goran@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Декарт, Спиноза, философия, наука, материализм, идеализм, религия, бог, субстанция, тело, протяженность, внетелесное бытие, бесконечность, движение, необходимость, закономерность, ум, мышление, самосознание, воля, свобода, предопределение, человек, мозг, душа, смерть, бессмертие
Страницы: 3-23
Аннотация
Предмет внимания в данной статье - преемственность между существенными составляющими философии Спинозы и тем, что привнес в новоевропейскую философию Декарт. В этой преемственности учтено как то, к чему Спиноза в позиции Декарта присоединился, так и то, что он в ней преодолел и отвергнул. Специальное внимание уделено тому, что при этом преодолении Спинозой прежде всего учитывается непоследовательность Декарта в проведении материалистической составляющей его позиции. Особое внимание обращено на подходы обоих мыслителей к следующим темам. Это в первую очередь тема бога, а в ней - реальность существования бога и его субстанциальный статус, соотношение бога с телесным миром, наличие у него самосознания. Еще две такие темы - признание самодвижения в материальном мироздании и закономерность происходящего в нем. В теме человека внимание сконцентрировано на соотношении у человека тела и души, о ее смертности или бессмертии, на свободе ее воли или отсутствии таковой. Сделан вывод, что каждый из этих двух мыслителей внес свой исторический вклад в новоевропейскую философию. Если Спиноза нацелен на максимально возможную для его времени разработку опирающейся на науку материалистической позиции, то в текстах Декарта намечены все основные направления новоевропейской философии, тщательной проработкой которых будут заняты последующие ее творцы, а материалистическая позиция - только одна из них.,
DOI: 10.15372/PS20240301 |