Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 3

Конструирующие возможности интернет-символов: философско-образовательный аспект

Л.В. Хохлова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил, Россия
lvhohlova@mail.ru
Ключевые слова: виртуальная реальность, интернет-символы, мемы, комиксы, информация, конструирование, эмоциональное поле, интерпретация
Страницы: 54-70

Аннотация

Введение. Рассматривается специфика функционирования некоторых интернет-символов в виртуальной реальности. Особое значение в массовой коммуникации приобрели мемы и комиксы. В научной литературе наиболее глубоко раскрыта семиотическая общность интернет-символов с другими составляющими символотворчества, присущего человеку. Интересны исследования по применению названных символов в образовательной деятельности. Методология. Построение коммуникаций через интернет-символы порождает потребность в различных формах их интерпретаций. Это делает возможным обращаться к герменевтической и феноменологической методологии, которая позволяет представить конструирующую функцию интернет-символов. Философско-образовательный подход дает возможность определить специфику активности пользователя в конструировании виртуальной реальности. Обсуждение. Основной акцент статьи перенесен на конструирующий характер интернет-символов. Делается предположение, что они не только играют активную роль в передаче информации и эмоционального состояния пользователя, но и воздействуют на другие параметры коммуникации. Потребность и возможность разнообразных интерпретаций символов создают открытую, динамичную форму коммуникаций. Необходимой составляющей коммуникации в контексте символической виртуальной реальности становятся герменевтические практики. Символическое поле виртуальности открыто для экзистенциальной репрезентации участников коммуникации. Велика востребованность мемов, комиксов и других символических форм в образовательной практике. Дополняя мотивацию изучения предмета, символические формы конструируют фрагменты новой реальности. Проводится аналогия формирования виртуальной реальности с конструированием социальной реальности. Подчеркивается значимость эмоциональных интерпретаций интернет-символов. Заключение. Возможность коммуникации и объединения путем эмоциональной идентификации позволяет рассматривать виртуальное символическое поле как дополнение социальной реальности. Одновременно обосновывается концепция конструирующих возможностей интернет-символов, созидающих особую виртуальную реальность. Эта реальность тождественна мифотворчеству, а человек, находящийся в ней, идентифицирует себя с миром символов, формирующим «клиповое» мышление и эмоционально многообразную, но мифологическую картину мира.,

DOI: 10.15372/PHE20230304
EDN: NYSLMI