Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 2

Профессиональная деятельность в цифровой образовательной среде: противоречия в возможностях

С.П. Сторожева1, Н.Л. Микиденко1,2
1Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Россия
s_storozheva@sibguti.ru
2Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
nl_nsk@mail.ru

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые навыки и компетенции, антропологические риски, принятие инноваций
Страницы: 178-193

Аннотация

Введение. Цифровизация образования приводит к изменениям в осуществлении образовательной деятельности преподавателей и обучающихся, что требует глубокого исследования и осмысления. Скорость принятия цифровых инноваций зависит от ресурсного состояния организаций и их субъектов и имеет свою специфику. Цель статьи - провести исследование применения и оценки успешности профессиональной деятельности субъектов образования в цифровом пространстве. Методология. Теоретическая рамка исследования основана на принципах интеграции положений, сложившихся в теориях цифрового общества и цифровых методов познания социальной реальности, применении Data-anthropo и кейс-анализа в подходах к аналитике образовательных данных, педагогики и дидактики мониторинговых исследований. Объект исследования - цифровизация образовательных практик преподавателей в условиях высшей школы (кейс Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), г. Новосибирск). Исследование направлено на выявление отношений к изменениям в профессиональной деятельности преподавателей университета при использовании цифровой образовательной среды, проведено в форме анкетного опроса на основе сплошной выборки. Обсуждение. Сохраняется противоречие в оценках возможностей цифровых образовательных технологий в образовательных коммуникациях. Доля преподавателей, которые считают, что цифровые технологии привносят в образовательный процесс антропологические, психологические и образовательные риски, остается высокой. В то же время зафиксирована положительная динамика в оценках цифровой образовательной среды и изменений в профессиональной деятельности, происходящих в процессе цифровизации. Заключение. Востребованными компетенциями при использовании цифровой образовательной среды остаются навыки создания учебного контента различного типа, дизайна и аналитики образовательных данных. Исследование профессиональной деятельности субъектов образования в цифровом пространстве демонстрирует сохраняющиеся противоречия, несмотря на широкие образовательные возможности цифровых сервисов и платформ.

DOI: 10.15372/PHE20230211
EDN: KHVJFR