Интегративно-развивающее обучение будущих инженеров иноязычной публичной речи на основе технологии междисциплинарного ассемблирования
О.А. Обдалова1, Ю.В. Жарова1,2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия o.obdalova@mail.ru 2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия extra.english2013@yandex.ru
Ключевые слова: интегративно-развивающий подход, иноязычная подготовка, публичная речь, технология междисциплинарного ассемблирования, междисциплинарность, инженерно-технический профиль, системный подход
Страницы: 158-177
Аннотация
Введение. Представлен анализ понятия «междисциплинарность» и «интеграция». С целью повышения гибкости при обучении иностранному языку предлагается авторская технология иноязычной подготовки студентов инженерного профиля на основе «междисциплинарного ассемблирования» с акцентом на познавательную активность и самообучение студентов в процессе продвижения по индивидуальной иноязычной образовательной траектории. Методология обзорного материала выстроена на основе аналитических методов интерпретации авторских позиций. Общенаучной основой исследования выступает междисциплинарный подход, с позиций которого обучение будущих инженеров иностранному языку на основе технологии междисциплинарного ассемблирования обусловлено тематическим объединением модулей ряда дисциплин в интересах практики иноязычной публичной речи. Практико-ориентированной тактикой исследования является интегративно-развивающий подход, с учетом которого иноязычная коммуникативная компетенция студента инженерно-технического профиля рассматривается как интегративно-личностное, динамически адаптивное профессиональное качество. Обсуждение. Главным достоинством предлагаемого междисциплинарного формата взаимодействия выступает способ его организации: на уровне коммуникативного контекста, путем обоюдного внедрения достижений и результатов других наук. Заключение. Аналитический обзор материала позволил выявить, что интеграция как педагогическое явление дает возможность основательно интенсифицировать образовательный процесс в русле трансформации и реконфигурации образовательных программ и их содержания в рамках стратегического и тактического назначения. Исходя из анализа практики российских вузов можно отметить, что вариативность подходов к междисциплинарной интеграции становится коллективным активом развития и основой для трансфера и экспорта наиболее ярких и эффективных образовательных практик.
DOI: 10.15372/PHE20230210 EDN: LWHCBF
|