Профессиональное сопровождение педагогов инклюзивной дошкольной образовательной организации
А.Г. Ряписова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия iesen-kpp@nspu.ru
Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональное сопровождение, модель сопровождения педагогов, программа профессионального сопровождения
Страницы: 144-157
Аннотация
Введение. В последнее десятилетие внедрение инклюзивной практики в системе дошкольного образования актуализировало проблему обеспечения готовности педагогов к работе в инновационных условиях. Анализ научных исследований и изучение реальной ситуации свидетельствует о барьерах и затруднениях педагогов в работе с детьми в группах специального назначения. Поэтому разработка модели профессионального сопровождения педагогов и программы ее реализации в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации актуальна, имеет теоретическую и практическую значимость. Методология. Теоретико-методологическую основу составили отечественные научные разработки в области инклюзивного образования. Использованы традиционные психолого-педагогические методы: теоретические (изучение, анализ, синтез, обобщение теоретических источников) и эмпирические (опросные методы, методы качественного и количественного анализа эмпирического материала). Обсуждение. Выработка понятийного аппарата в аспекте выбранной темы позволила трактовать профессиональное сопровождение педагогов как специально организованное, планомерное, систематическое взаимодействие, направленное на оказание помощи педагогу в выборе наиболее эффективных путей решения задач и типичных проблем профессиональной деятельности. Результаты диагностики комплекса валидных и надежных методик с участием 65 воспитателей детского сада позволили получить полную и достоверную информацию о трудностях и проблемах педагогов, которые непосредственно связаны с реализацией инклюзивного образования в конкретной образовательной организации. Заключение. В ходе исследования разработана модель профессионального сопровождения педагогов инклюзивной дошкольной образовательной организации в виде матрицы, включающей содержательный и организационный компоненты. Составлена программа, обеспечивающая профессиональную готовность педагогов дошкольной образовательной организации к осуществлению инклюзивной практики. Программа имеет модульную структуру и содержит описание мероприятий по реализации каждого модуля.
DOI: 10.15372/PHE20230209 EDN: WKRWHJ
|