Эпистемологический анализ деонтологической основы образовательных целей инженерного профиля
М.И. Алдошина1, Г.В. Букалова1, А.Н. Дорофеев1,2,3
1Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орёл, Россия maraldo57@mail.ru 2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия adorofeev@hse.ru
Ключевые слова: инженерное образование, морально-этические образовательные цели, этика долга, моральный долг, внеморальный долг, педагогическая деятельность
Страницы: 109-126
Аннотация
Введение. Интенсификация постиндустриального общественного развития в технической сфере производства значительно воздействует на благополучие/неблагополучие людей и окружающей среды. Актуализируется проблема разработки деонтологических основ формирования готовности выпускников вуза инженерного профиля к моральной ответственности за безопасность и надежность результата профессиональной деятельности. Методология. Эпистемологический анализ предполагает выделение отношения «объект - знание». В качестве объекта принят моральный долг как составная часть профессионального долга инженерно-технического работника; а в качестве знания - обращение к положениям деонтологии, представляющей этику долга в современной философии. Такой подход предполагает дифференциацию социально-философских положений долженствования и поиск информационно-смысловых форм объективации морального долга инженерно-технического работника. Обсуждение. Функцию деонтологических элементов в структуре образовательного процесса выполняют компетенции выпускника вуза морально-этического характера, административно утвержденные в качестве образовательных целей. Представление образовательных целей в аспекте деонтологии, отражающей готовность выпускника вуза инженерного профиля к несению профессиональной ответственности, достигается привлечением ее положений в области этической теории как должное посредством соответствующих императивов в специфической форме проявления социальной необходимости. Использование положений деонтологии в качестве теоретической основы разработки структурного состава и содержания морально-этических образовательных целей поддерживает точность ориентации педагогического влияния на формирование готовности выпускника вуза инженерного профиля к несению профессиональной ответственности. Категориальный статус долга, описанный в деонтологии, связывает его с регулятивными принципами морали, отражая безусловность исполнения требований морального долга в ходе профессиональной деятельности инженерного профиля. Его границы определяются специфической императивностью морального долга. Заключение. На основе концепции современной эпистемологии, акцентирующей социальные предпосылки функционирования знания, привлечение аналитико-философского основания деонтологии обеспечивает научно-обоснованную объективацию структурного состава морально-этических образовательных целей инженерного профиля.
DOI: 10.15372/PHE20230207 EDN: GUNCMQ
|