Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.116.81.255
    [SESS_TIME] => 1732186655
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 17506f7bbd78a1b4b9a036a9831bbc98
    [UNIQUE_KEY] => 031e3fa0dc273f572d8303ffed5c6573
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 2

Эпистемологический анализ деонтологической основы образовательных целей инженерного профиля

М.И. Алдошина1, Г.В. Букалова1, А.Н. Дорофеев1,2,3
1Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орёл, Россия
maraldo57@mail.ru
2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
adorofeev@hse.ru

Ключевые слова: инженерное образование, морально-этические образовательные цели, этика долга, моральный долг, внеморальный долг, педагогическая деятельность
Страницы: 109-126

Аннотация

Введение.  Интенсификация постиндустриального общественного развития в технической сфере производства значительно воздействует на благополучие/неблагополучие людей и окружающей среды. Актуализируется проблема разработки деонтологических основ формирования готовности выпускников вуза инженерного профиля к моральной ответственности за безопасность и надежность результата профессиональной деятельности. Методология. Эпистемологический анализ предполагает выделение отношения «объект - знание». В качестве объекта принят моральный долг как составная часть профессионального долга инженерно-технического работника; а в качестве знания - обращение к положениям деонтологии, представляющей этику долга в современной философии. Такой подход предполагает дифференциацию социально-философских положений долженствования и поиск информационно-смысловых форм объективации морального долга инженерно-технического работника. Обсуждение. Функцию деонтологических элементов в структуре образовательного процесса выполняют компетенции выпускника вуза морально-этического характера, административно утвержденные в качестве образовательных целей. Представление образовательных целей в аспекте деонтологии, отражающей готовность выпускника вуза инженерного профиля к несению профессиональной ответственности, достигается привлечением ее положений в области этической теории как должное посредством соответствующих императивов в специфической форме проявления социальной необходимости. Использование положений деонтологии в качестве теоретической основы разработки структурного состава и содержания морально-этических образовательных целей поддерживает точность ориентации педагогического влияния на формирование готовности выпускника вуза инженерного профиля к несению профессиональной ответственности. Категориальный статус долга, описанный в деонтологии, связывает его с регулятивными принципами морали, отражая безусловность исполнения требований морального долга в ходе профессиональной деятельности инженерного профиля. Его границы определяются специфической императивностью морального долга. Заключение. На основе концепции современной эпистемологии, акцентирующей социальные предпосылки функционирования знания, привлечение аналитико-философского основания деонтологии обеспечивает научно-обоснованную объективацию структурного состава морально-этических образовательных целей инженерного профиля.

DOI: 10.15372/PHE20230207
EDN: GUNCMQ
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину