Онтология человека в контексте современного образования
В.А. Гончарова
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия v-goncharova@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, онтология человека, мировоззрение, методологический комплекс
Страницы: 83-108
Аннотация
Введение. Новые экзистенциальные схемы, предложенные миру и человеку в борьбе за выживание в условиях эпохи пандемии, обостряют необходимость переосмысления онтологии современного человека. Цель статьи заключается в попытке автора построить понимание сущности такой онтологии как целевой ориентир современного образования. Методология. В основе статьи лежит следующее методологическое понимание: будучи фиксируема в вариантах, онтология «опредмечивается» в индивидуальном мировоззрении и «прививается» человеку на основе способов мышления и деятельности, а также смыслов этой деятельности. Анализ этого методологического комплекса предлагается транслировать через систему образования. Обсуждение. На основаниях анализа методологического комплекса, характерного для современной системы образования, выдвинут тезис о варианте онтологии человека современности как компетентного «пользователя» противостоящей его творческому потенциалу «демиург-системы»; человека, ориентированного на выживание и потенциально не способного превзойти эту систему. Необходимым становится переосмысление человекоразмерности такой онтологии в контексте образования. Проблема современного образования заключается в отсутствии полагаемой целью широкой экзистенциальной рамки осмысления образовательных процессов и механизмов создания условий для становления человеческого в человеке. Онтологически ориентированное образование нацелено на создание и построение естественной среды для проявления и развития естественной человеческой субъектности. Для этого необходим ряд условий: содержательная целостность образования, развитие соответствующих видов мышления (безопорного, критического, системного, методологического), развитие рефлексии, развитие воображения и способности мечтать, эстетический характер образования, формирование экзистенциальных смыслов человека, развитие в образовании темы души и духовности. Заключение. Миссия современного образования видится в том, чтобы обратить признаки нестабильности эпохи в возможность построения гуманной (человекоразмерной) онтологии человека. При этом значимыми становятся те же инновации, но понимаемые как вариант традиционного опыта. В случае онтологически ориентированного образования - это опыт взращивания человеческого в человеке.
DOI: 10.15372/PHE20230206 EDN: JDJWBR
|