ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СОЗДАНИЯ "БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ"
Л.А. БЕЗРУКОВ
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия bezrukov@irigs.irk.ru
Ключевые слова: ультраконтинентальные зоны, транспортные издержки, международные транспортные кори доры, хозяйственное взаимодействие, евразийская континентальная интеграция, ultra-continental zones, transportation costs, international transport corridors, economic interaction, Eurasian continental integration
Страницы: 5-14
Аннотация
Отмечена тенденция поступательного формирования на основе Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества широкого интеграционного объединения континентального масштаба - «Большой Евра зии». Раскрыта общая географическая особенность отнесенных к этому партнерству стран - уникальное ультра континентальное положение их глубинных территорий, находящихся на максимальном в мире удалении от экономич ных морских путей и основных мировых рынков. На примере стран Центральной Азии, Сибири России и западных регионов Китая показано негативное влияние фактора ультраконтинентальности, которое проявляется прежде всего в увеличении транспортных издержек и серьезно сдерживает рост экономики и внешнеторговой деятельности. Потенциально мощным средством более тесной хозяйственной консолидации и взаимообусловленного экономического развития глубинных территорий «Большой Евразии» предложено считать ускоренное создание международных транс портных коридоров как широтной, так и меридиональной ориентации. Названы открывающиеся перед Сибирью в свя зи с формированием «Большой Евразии» новые возможности развития: выход сибирских регионов по транспортным коридорам на ближние внутриматериковые рынки, создание предпосылок к углублению переработки сибирского сырья на месте путем организации конечных переделов и получения транспортабельной продукции с высокой добавленной стоимостью, преодоление угнетающего действия фактора ультраконтинентальности на рост экономики благодаря сооружению транспортного коридора на базе Транссиба на основе передовых технических решений.
DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2018-4(5-14) |