Образование как Просвещение, или Как научить человека пользоваться собственным умом?
Л.Т. Ретюнских
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия retunlar@gmail.com
Ключевые слова: образование, просвещение, пайдейя, философствование, критическое мышление, творческое мышление, виртуальная реальность, цифровая среда, преподавание философии
Страницы: 111-134
Аннотация
Введение. С целью исследования образования как социокультурного феномена и для выявления его наиболее эффективной стратегии в условиях современности отмечается наличие двух базовых моделей образования: информационной и исследовательской. Исследовательскую модель целесообразно связать с античной пайдейей и кантовской идеей образования как Просвещения, где учитель становится помощником обучающегося в овладении новыми навыками мышления; информационную - с кумулятивным накоплением знаний, определяющим функционал учителя в качестве носителя информации. Актуально подчеркнуть философскую составляющую образования на всех его уровнях, формах и содержании. Методология. Статья является теоретической в области философии образования с использованием диалектической, герменевтической и экзистенциальной методологий и применением таких теоретических методов, как анализ, синтез, интерпретация, концептуализация, проблематизация. Обсуждение. Для формирования самостоятельного, творческого и зрелого мышления в условиях информационного общества и его нарастающей цифровизации предложено отрефлексировать такие точки зрения, как пайдейя вчера и сегодня; образование как развитие мышления; образование: информирование и мышление; творческое мышление как умение пользоваться собственным умом; вызовы современности и образование (виртуальное и реальное); философия - инструмент образования как Просвещения. Взгляд на образование с позиций кантовского понимания Просвещения позволил существенно дополнить имеющиеся в современной философии и педагогике интерпретации основных его целей и задач, что представляется новым аспектом изучаемой проблемы. Кроме того, новизну исследования определяет позиция, обосновывающая преемственность исторически сложившихся моделей образования и роль философской составляющей образования как способа его развития в рамках парадигмы Просвещения. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы как методология формирования принципов образовательной деятельности и как материал учебных курсов по философии образования для студентов педагогических и философских специальностей.
DOI: 10.15372/PHE20230108 EDN: VTPVNU
|