Репрезентация идей милосердия в системе практического применения законов Российской Федерации в системе образования
В.А. Скорев, Ю.П. Шевченко
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Омск, Россия v.skorev@yandex.ru
Ключевые слова: взаимодействие, воспитание, гуманизм, милосердие, образование, профилактика, профессионализм, служение
Страницы: 75-91
Аннотация
Введение. Проблематика защиты прав и свобод человека в сфере образования и воспитания находится на стыке философии, юриспруденции, педагогики. Это присуще идее социально-правового государства. Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления идеи милосердия в системе законотворческих проектов федерального и регионального уровней РФ с целью гармонизации соотношения индивидуального и социального в человеке. Статья посвящена актуальным процессам, происходящим в образовательной, воспитательной и профилактической деятельности образовательных организаций в условиях глубокой трансформации общественных отношений. Цель исследования - выявить системные факторы, лежащие в основе механизмов модернизации воспитательного и образовательного процессов современных образовательных организаций. Новизна состоит в стремлении выделить милосердие как усилительный контур основных видов деятельности образовательных организаций, репрезентации и практическом применении действующих законов Российской Федерации. Методология. Исследование проводилось в рамках сбора и интерпретации эмпирической информации по формированию российской образовательной политики на основе методологии аксиологии образования. Аксиологическая методология позволила авторам исследовать институциональный подход места и роли образовательных организаций в деятельности по предупреждению девиантных форм поведения детей и молодежи; необходимость моделирования позиции и роли педагога (учителя, наставника) как профессионала и компетентного специалиста, способного транслировать способности души к добру, справедливости и милосердию; региональный компонент наградной политики. сохраненный в законодательных актах образования, воспитания, профилактике правонарушения на принципах милосердия. Обсуждение. Переосмыслено предназначение образовательной организации в современном состоянии, проанализированы факторы, препятствующие раскрытию ее потенциала, и определено, что основой для адаптации образовательной деятельности под общественно-политические реалии становятся развитая духовно-нравственная и правовая культура, традиционные ценности российского общества. На основании понимания гуманистических проблем, с неизбежностью сопровождающих новые тенденции в образовании, обсуждаются два усилительных контура милосердия (потенциальная роль образовательного учреждения в деятельности по профилактике девиантных форм поведения и правонарушений несовершеннолетних; роль репрезентации идей милосердия в системе оценки деятельности работников образовательных сфер). Заключение. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы для увеличения спектра научных исследований в сфере духовно-нравственных ценностей, ключевым из которых является милосердие. Представленные в статье обзор и интерпретация федеральных и региональных законов позволяют рационально объяснить феномен милосердия как безусловную ценность общественного и индивидуального сознания, позволяющую обрести уверенность и определенность в условиях распада нормативных образцов образования и неопределенности бытия. Подобное социально-философское осмысление соотношения образовательной политики и индивидуально-общественного сознания является базой для реформирования и обновления теоретических и прикладных исследований в области философии образования.
DOI: 10.15372/PHE20230106 EDN: UWYOCB
|