Проблема гуманитарного содержания человеческого капитала в образовательных системах России и за рубежом: сравнительный анализ
О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, гуманитарное содержание, образовательные системы
Страницы: 65-74
Аннотация
Введение. Проблема гуманитаризации человеческого капитала заключается в технократизации образования и рассмотрении этого феномена в контексте экономических наук. Ярчайшим примером проблемы гуманитарного содержания человеческого капитала выступил Болонский процесс, главной причиной которого стала не культурная трансляция национальных ценностей внутри европейских государств, а неспособность удовлетворить возрастающие потребности экономического сегмента. Компаративный анализ реформирования систем образования в европейских странах продемонстрировал, что основным вектором образовательной политики является ведение рыночного модельного образца, где вместо педагогических задач навязывается предоставление образовательных услуг. В связи с этим решение проблемы заключается в переосмыслении человеческого капитала и рассмотрении его в контексте педагогической науки с учетом определения гуманитарной составляющей человеческого капитала как ключевой. Методология. В качестве методологической основы используется сравнительный анализ содержания образовательных программ в высших учебных заведениях в странах Западной Европы, Азии и России. Обсуждение. Представлены основные характеристики образовательных систем стран-инициаторов Болонского процесса. Отмечается, что Болонский процесс (как пример экономической концепции формирования человеческого капитала), предполагающий двухуровневое образование, способствовал экономизации ресурсов с возможностью расширения и доступности высшего образования, выбора профессии, развития образовательной мобильности, однако этот процесс не смог предотвратить радикальную модернизацию существующих высших учебных заведений, практически полную потерю самобытности и идентичности национальных систем образования. Заключение. Основной проблемой современной системы образования является отсутствие определений ее целей и средств, соответствующих современным реалиям, требующих осознания того, кто и что является субъектом образовательного процесса, а также таких феноменов, как нравственные и ментальные ценности, морально-этические убеждения, внутренняя культура личности и др. Именно поэтому возникает острая необходимость в новом взгляде и новой интерпретации феномена человеческого капитала (образования) в контексте педагогической науки.
DOI: 10.15372/PHE20230105 EDN: KMSQYR
|