Институт образования и современная социальная реальность: признаки и тенденции развития
О.Б. Истомина
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия olgaistomina@mail.ru
Ключевые слова: институт образования, новая социальная реальность, типы рациональности, иррациональная рациональность, культура потребления, макдональдизация, макобразование, симулякры и симуляции, менеджеризм, дегуманизация
Страницы: 5-17
Аннотация
Введение. Кардинальные изменения в социальном устройстве и политическом регулировании общественной системы привели к необходимости переосмысления характеристик образовательной системы и ее ресурсов. С позиции социально-философского анализа представлены признаки современного российского института образования, тенденций динамики, обусловленной действующими типами постмодернистской рациональности. Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический метод, исторический, системный, компаративный анализ. Исследованы признаки института в рамках постмодернистской парадигмы социального устройства. Проблема рассматривается с позиций социально-философского анализа, который позволяет исследовать поливариантное дискурсивное пространство института образования, его текущее состояние, характерные черты и проекции социального будущего. Обсуждение. С позиций социальной значимости охарактеризованы социальные процессы и признаки системы образования. Среди них выделяются наиболее значимые: внедрение принципов культуры потребления; примат симулякров и симуляций в программе реформирования системы; менеджеризм в осуществлении управления персоналом образовательной организации; укоренение принципов макобразования (эффективность, калькулируемость, предсказуемость); субституция качественных и количественных подходов; распад нормативных образов образования; имажинерия иррационального, определившая вектор дегуманизации образовательной системы. Обосновано деструктивное воздействие названных характеристик на функционирование института, разрушающее рациональное и гуманитарное начала самой системы образования. Раскрыты и проанализированы деструкции современных стратегий в образовании на основе анализа вирулентности и контагиозности социальных последствий лишенной национальной специфики и государственного целеполагания образовательной политики. В заключении фиксируется позиция относительно значительной актуализации темы исследования и растущей потребности в рефлексии и социально-философском анализе тенденций развития института образования в отношении государственного запроса и решения национальных задач.
DOI: 10.15372/PHE20230101 EDN: SFSNWV
|