Условия и средства развития духовности
Л.И. Крупина1, Е.И. Баронская2
1Консалтингословый центр "25 кадр", Кемерово, Россия yatsuta@yandex.ru 2Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности", Кемерово, Россия
Ключевые слова: духовность, динамическая смысловая система, единство интеллекта и аффекта, интеллектуальный аффект, эмоциональный интеллект, технологии человекообразования
Страницы: 113-135
Аннотация
Введение. Развитие духовности есть развитие мыслительного процесса, индивидуального акта мысли при условии развитого общественного сознания, на фундаменте которого определяются причина и нравственная сила упреждения интеллектуального аффекта и этически нравственных добродетелей. В современной системе образования, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме духовности, не выявлены ни условия, ни основания развития духовности как процесса. С целью определить условия и средства развития духовности как наивысшего уровня сознания существует необходимость исследования динамической смысловой системы, включающей единство аффективно-интеллектуальных процессов. Методология. Категориально-диалектический и культурно-исторический подходы позволяют исследовать технологии человекообразования (интеллектуальные аффекты, тексты, мифы, характеристики звука и др.) как возможные основания духовности. Эмпирическое исследование, проведенное в 2002-2004 гг. на базе Кемеровского государственного университета с разновозрастной категорией участников (от 5 до 45 лет) было направлено на реализацию природы и причины аффектов как базовой составляющей духовности. Обсуждение. Выявлены условия и средства развития духовности, определена природа и причина аффектов как основы сознания, механизм единства аффективно-интеллектуальных процессов и смысложизненных ценностей. Посредством категорий, идеальных форм, мифов, текстов, характеристик звука выявлены условия развития духовности: это развитое общественное сознание и индивидуальные мыслительные поля, возможность реализации индивидуального акта мысли субъектом. Исследование генерирует основания, условия и возможности созданной самоуправляемой структуры состояний-аффектов посредством различия природных энергетических потенциалов, соответствующих конкретным аффектам. Заключение. Единство аффекта и интеллекта генерирует симультанное действие «эмоционального интеллекта» и «интеллектуального аффекта» как новых понятий, позволяющих реализовывать условия и основания развития духовности. Выявленные техники человекообразования, основанием которых являются духовные практики, реализуются в работе с аудиториями различных возрастных категорий с разнообразным образовательным и социальным потенциалом.
DOI: 10.15372/PHE20220308 |