Развитие общего образования в Советском Союзе во второй половине XX века: поиски и результаты
Д.А. Метелкин
Российская академия образования, Москва, Россия da.metelkin@raop.ru
Ключевые слова: советская школа, система образования, реформирование, модернизация, развитие системы обучения и воспитания
Страницы: 82-97
Аннотация
Введение. Запрос на анализ происходящих перемен в российском образовании способствует поиску фундаментальных ориентиров, отвечающих вызовам современности. Современному обществу и индивиду все сложнее справляться с потоком нарастающей информации. Знания в ряде научных специальностей быстро устаревают, создавая разрыв между стремительно изменяющейся действительностью и консервативной по своей природе системой школьного образования. Для российского общества ситуация не является новой, в отечественной истории советского периода есть опыт преодоления таких разрывов. Сегодня следует обратиться к этому опыту и поставить вопрос о том, какие результаты стратегических задач опережающего развития системы образования в рамках планового развития всего хозяйственного комплекса были достигнуты в Советском Союзе. Методология. Исторические подходы к осмыслению развития общего образования в Советском Союзе опираются на ряд положений: необходимость реформ в образовании вызвана прогрессом в науке, технике и технологиях; увеличение продолжительности школьного образования является следствием усложнения образовательных программ; инициатором реформ выступает государство, в советский период решения XXIII, XXIV, XXV, XXVI Съездов КПСС. В статье использованы все три основания. Рассмотрен период образовательной политики с 1950 по 1980 г. Обсуждение. Рассматриваются политические оценки советской системы образования как фактора, мотивирующего реформирование школы. Анализируются ключевые этапы исторической эволюции отечественной системы образования, основные факторы и механизмы, заложившие основы современной структуры и состояния современной российской системы образования и предопределившие как сильные, так и слабые стороны ее развития и функционирования. Заключение. Делается вывод о том, что в развитии советской школы в 1950-1980 гг. отсутствовал период оптимального соотношения системы общего образования как в аспекте структуры, так и в аспекте его содержания.
DOI: 10.15372/PHE20220306 |