ТРИ ВЗГЛЯДА НА В«РАЗОРЕНИЕ» СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ДУБЧЕССКИХ СКИТОВ В 1951 г.
А.В. КОСТРОВ1, С.В. БУРАЕВА2
1Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия a_kostrov@mail.ru 2Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, Россия ladys@inbox.ru
Ключевые слова: старообрядчество, часовенное согласие, Дубчесские скиты, Енисейская Сибирь, В«разорениеВ», погром 1951 г., историческая память, историография
Страницы: 68-73
Аннотация
Старообрядцы подвергались гонениям не только в имперский, но и в советский период. «Разорение» одного из духовных центров часовенного согласия - Дубчесских обителей - в Енисейской Сибири (представляющего собой сеть удаленных таежных монастырей) произошло в 1951 г. Это событие нашло отражение как в культуре часовенного согласия, так и во внешних рефлексиях. Цель публикации - дать историографический анализ указанных исторических свидетельств. Авторы рассмотрели восприятие данного события самими старообрядцами, что было запечатлено в их прозе и поэзии, изобразительном искусстве, индивидуальной и коллективной памяти. Вместе с тем освещена позиция репрессирующей стороны, в том числе участников операции; проанализированы взгляды светских писателей, обращавшихся к этой теме (А.И. Солженицына и М.С. Перевозчикова). В результате выявлена специфика источников, формирующих историческую память о событии, а также ее отдельные стереотипы, оказывающие влияние на экспертное и общественной мнение.
DOI: 10.15372/H5520220209 |