ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА: И ЗАЧАТКИ ДИАЛЕКТИКИ, И ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НОРМАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
В.П. Горан
Института философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 goran@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Декарт, философия, объективный идеализм, онтология, теология, универсум, субстанция, рациональное мышление и иррациональные утверждения, диалектика противоположностей, бестелесный бог и телесная природа, бестелесная душа человека и человеческое тело, неизменность божественного плана и изменчивость божественного творчества
Страницы: 3-24
Аннотация
В статье внимание уделено двум особенностям объективно-идеалистической составляющей в философии Р. Декарта. Первая из них состояла в том, что при решении ключевых для Декарта общеонтологических и относящихся к трактовке специфики человека вопросов у него имеет место подход, определивший наличие зачатков диалектики в его концептуальных построениях, и используются соответствующие понятия. А вторая особенность философской позиции Декарта состоит в полном пренебрежении философом нормами рационального мышления при определении точки зрения по тоже ключевым для его мировоззренческой позиции вопросам, что сказалось в том числе и в ряде утверждений, выдаваемых самим Декартом за нечто рациональное.
DOI: 10.15372/PS20210401 |