ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОРОГИ КАК ФАКТОР ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ
В.Н. БОГДАНОВ, Г.Б. ДУГАРОВА
"Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия victvss@gmail.com"
Ключевые слова: транспортная доступность, технологические дороги, удаленность, северные территории, transport accessibility, service roads, remoteness, northern territory
Страницы: 114-118
Аннотация
Развитие транспортной сети напрямую влияет на социально-экономическое развитие территории и является од ним их важнейших факторов роста уровня и качества жизни населения. Существует необходимость в изучении транс портной доступности. Особенно это актуально для северных территорий России, где большинство районов трудно доступны из-за редкой сети существующих дорог, заболоченности, отсутствия судоходности рек и т. д. В результа те местное население большую часть года находится практически в изоляции от «большой земли». Нами про ведено картографирование и выполнена оценка изменения транспортной доступности в связи со строительством тех нологических дорог. В ходе строительства трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО) вдоль него были проложены технологические дороги, соединившие существующие дороги в единую транспортную сеть с круглогодичным движением. Объектом исследования является север Иркутской области и юг Республики Якутия (Саха) - террито рия прохождения нефте- и газопроводов. Нами созданы карты транспортной доступности с учетом технологических дорог и без них, а также отдельно для зимнего и летнего периодов; карты для нескольких районных центров. Расчет транспортной доступности сделан по методике построения изохрон - линий равных затрат времени на преодоление пространства относительно заданных точек, с использованием открытых ГИС GRASS GIS. По окончании строи тельства трубопровода ВСТО транспортная доступность исследуемой территории значительно улучшилась, однако возникло множество проблем. Результаты работы могут быть рекомендованы для расчета экономических и времен ных затрат на передвижение по дорогам и определения приоритетных участков при строительстве новых дорог.
DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2019-5(114-118)
|