ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ СВЯЗНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
"Д.В. Житин1, К.А. Морачевская1,2"
"1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия d.zhitin@spbu.ru 2Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия k.morachevskaya@spbu.ru"
Ключевые слова: общественный транспорт, частота транспортного сообщения, дорожная сеть, Красноярский край
Страницы: 148-159
Аннотация
Представлен опыт расчета суммарного показателя транспортной связности муниципальных образований Красноярского края на основе разработанной оригинальной методики. Транспортная связность населенных пунктов в данном исследовании рассматривается как возможность в течение дня добраться на личном или общественном транспорте из конкретного населенного пункта района до районного центра и возвратиться обратно. Использованы данные сервисов «Яндекс.Карты» и Google Maps для замеров средней скорости движения с учетом типа автомобильных дорог, обобщены данные реестров муниципальных маршрутов регулярных перевозок на 2018-2019 гг., а также информация о рейсах других видов транспорта с официальных сайтов администраций муниципальных образований и транспортных организаций. Выявлены и оценены факторы, обусловливающие внутрирегиональные диспропорции логистической доступности населенных мест в локальных системах расселения. Установлено, что даже Центральный макрорайон кардинально различается по транспортной связности, что обусловлено как конфигурационными особенностями сложившейся транспортной сети, так и разнонаправленностью развития систем расселения. Рассмотрена роль районных центров в совокупной транспортной обеспеченности территории. Выявлено, что пространственная концентрация населенных пунктов, их размерная структура на территории одного района, наличие или отсутствие транзитных транспортных коридоров являются ключевыми факторами, определяющими различия в транспортной связности на уровне муниципалитетов. Предложенная методика является важным инструментом оценки совокупной транспортной обеспеченности территории Красноярского края и может быть применена для аналогичных исследований в других регионах.
DOI: 10.15372/GIPR20210316
|