ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАУКАМ О ВОДЕ
Л.М. Корытный
"Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия kor@irigs.irk.ru"
Ключевые слова: географическое мышление, ролевые функции, водные проблемы, развитие географического направления, рождение сибирской школы, пути и перспективы
Страницы: 13-22
Аннотация
Рассмотрены Науки о Воде как единый блок. Доказано, что география как единственная наука, изучающая в дисциплинах своего цикла полную систему «природа-хозяйство-население», может служить основанием для совершенствования интегральной и отраслевой методологии. Определены пять основных ролевых функций воды: жизнедеятельностная, энергетическо-производственная, средообразующая, акваториальная и цивилизационная. Выделено пять крупных проблем, возникших в связи с использованием водных объектов и водных ресурсов: истощение водных ресурсов, приводящее к количественному дефициту воды; загрязнение и засорение водных объектов, приводящее к их качественной деградации; изменения водного режима и водного баланса ландшафтов суши и водных объектов в результате антропогенной деятельности, приводящие к нарушению влагооборота, изменениям климата и переменам в водных биогеоценозах; проблемы, возникающие вследствие межотраслевых противоречий, а также из-за неравномерного пространственного распределения водных ресурсов, разных темпов и стадий экономического роста и уровней социально-экономического развития; опасные природно-стихийные явления. Рассмотрены пробелы, возникающие при отсутствии географического мышления в гидрологии суши, в том числе на примерах определения максимального расхода в катастрофическое наводнение летом 2019 г. на р. Ие в г. Тулуне и неудовлетворительной правительственной попытки держать уровень оз. Байкал в метровой призме. Проведен анализ развития географического направления в Науках о Воде. Изложены результаты исследований сибирской ландшафтно-гидрологической школы, знаковым моментом которых стал выход 40 лет назад книги А.Н. Антипова и Л.М. Корытного «Географические аспекты гидрологических исследований (на примере речных систем Южно-Минусинской котловины»). Определены основные направления этой школы: экспериментально-ландшафтное, геосистемно-региональное (бассейновое), индикационное, картографическое, классификационное, организационно-координационное. Предложены основные пути решения задач усиления географического подхода к Наукам о Воде.
DOI: 10.15372/GIPR20210302
|