О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА РОССИЯ МОНГОЛИЯ - КИТАЙ
А. Даваасурэн1, Ч. Ариунжаргал2
1Монгольская академия наук, Институт международных отношений Монгольской академии наук, Монголия, Улан-Батор davaasuren13@yahoo.com 2Шанхайский педагогический университет Восточного региона, Монголия, Улан-Батор 2412430880@qq.com
Ключевые слова: "Один пояс - один путь", программа "Путь развития", экономический коридор, взаимодействия России, Монголии и Китая, дорожно-транспортная инфраструктура, экономическая интеграция стран Азиатско-Тихоокеанского региона
Страницы: 184-202
Аннотация
В статье рассматриваются предпосылки и условия возникновения стратегической инициативы Китая «Один пояс - один путь» и отношение к ней других стран. Представлены результаты договоренностей, достигнутых главами России, Монголии и Китая. Приведена классификация 32 проектов, которые будут реализованы в рамках экономического коридора, и выделены наиболее приоритетные. Обзор исследований в области развития инфраструктуры, региональной интеграции и межгосударственной кооперации, проведенных учеными России, Китая и Монголии, позволил определить потенциал и уровень развития трех стран в части обладания финансовыми и природными ресурсами. Также был выполнен сравнительный анализ стратегических интересов каждой из сторон и их выгод от создания экономического коридора, выявлены особенности их участия в его создании и дана оценка действующих механизмов трехстороннего сотрудничества. Показано, что необходимо развивать механизмы межгосударственной координации. Особое внимание в статье уделяется описанию сути, целей и задач национальной программы Монголии «Степной путь», впоследствии переименованной в «Путь развития», а также результатов принятых правительством Монголии мер по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в рамках экономического коридора. Среди таких мер - проекты дорожно-строительных работ в рамках программы «Путь развития», сооружение железных дорог Таван-Толгой - Гашуунсухайт и Таван-Толгой - Зуунбаян. Проблемы развития дорожно-транспортной инфраструктуры связаны с трудностями рефинансирования прибыли Улан-Баторской железной дороги, с отсутствием инвестирования проектов от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути, несмотря на принятое решение об их участии в финансировании дорожно-транспортных проектов. Имеет место критика относительно того, что основными подрядчиками в осуществляемых на территории Монголии проектах, финансируемых за счет безвозмездной помощи и льготных кредитов от правительства Китая, выступают китайские компании, тогда как монгольские компании участвуют только в качестве субподрядчиков. Монгольская сторона проявляет инициативу в привлечении инвестиций из третьих стран либо от международных финансовых организаций, но встречает несогласие со стороны других участников этих проектов - России и Китая.
DOI: 10.15372/REG20210308 |