ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАСАНИЯ ВЕНТИЛЯТОРНЫХ ЛОПАТОК КОРПУСА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЁТЕ
Е.И. Жученко, В.В. Червонюк, А.А. Стасевич
Лётно-исследовательский институт им. М. М. Громова, г. Жуковский, Московская обл., Россия zhuchenkozhenya@yandex.ru
Ключевые слова: диагностика, газотурбинный двигатель, вентилятор, вибрации, частоты, повреждения, лётные испытания, лопатки, спектр Фурье, радиальный зазор
Страницы: 58-65
Аннотация
В работе представлено обоснование опасности задевания лопаток рабочего колеса вентилятора о корпус газотурбинного двигателя (ГТД), установлены факторы, влияющие на величину радиального зазора в полёте, выявлены основные причины задевания, проведён анализ современных средств определения радиального зазора ГТД, предложен метод выявления задевания рабочих лопаток вентилятора корпуса ГТД в полёте, основанный на комплексной обработке сигнала вибраций корпуса вентилятора и датчиков пульсаций давления за вентилятором. Внедрение метода идентификации, основанного на обработке сигналов вибраций и пульсаций давления, повысит безопасность полётов, особенно опытных ГТД на первых стадиях лётных испытаний, без необходимости дополнительного препарирования и установки сложных систем контроля зазора. Этот метод можно применять для идентификации задевания при чрезмерном уменьшении радиального зазора, что позволит своевременно принять решение о понижении режима (если это возможно на этапе полёта, в котором оно произошло) для предотвращения нанесения значительных повреждений задеваниями.
DOI: 10.15372/AUT20210307 |