ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В СОВЕТСКИХ УЧЕБНИКАХ 1920-Х гг
Е.П. Емельянов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 emeljanov@ycenter.ru
Ключевые слова: 1920-е гг, темпоральность, периодизация всемирной истории, советская историческая наука, образование в СССР, обществоведение
Страницы: 67-71
Аннотация
Статья посвящена новым подходам к периодизации всеобщей истории, содержащимся в ряде учебников по истории и обществоведению, выходивших в 1920-е гг. Рассмотрены учебники А.А. Богданова, П.И. Кушнера, А.И. Гуковского и О.В. Трахтенберга. Выделены причины отказа авторов учебников от традиционного деления истории на Древность, Средневековье и Новое время и создания новых периодизаций, основанных на социально-экономических критериях. Показано сходство темпоральных взглядов указанных авторов, обусловленное как прямым и опосредованным влиянием идей А.А. Богданова, так и общей интеллектуальной ситуацией первой трети ХХ в. Установлено, что предложенные периодизации объединяло представление о многоукладности экономической жизни общества и нелинейности социальной эволюции.
DOI: 10.15372/HSS20210109 |