ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ АГЛОМЕРАЦИИ И ГОРЕНИЯ АЛЮМИНИЯ В СМЕСЕВЫХ ТОПЛИВАХ С КАТАЛИЗАТОРАМИ
K. Tejasvi1, V. Venkateshwara Rao1, Y. PydiSetty2, K. Jayaraman3
1Организация оборонных исследований и разработок, Хайдарабад 500058, Индия 2Национальный технологический институт, Варангал 506004, Индия 3Индийский технологический институт Мадраса, Ченнай 600036, Индия jayaraman_mit@yahoo.com
Ключевые слова: агломерация алюминия, гашение и отбор частиц, катализатор, конденсированные продукты горения, горение агломератов
Страницы: 82-95
Аннотация
Горение смесевых топлив исследовалось на установке для гашения и отбора частиц в диапазоне давлений 2 ÷ 8 МПа. Определяли гранулометрический состав алюминиевых агломератов в погашенных продуктах горения. Основными компонентами топлив являлись перхлорат аммония, алюминий, полибутадиеновый каучук с концевыми гидроксильными группами и диизоцианат толуола. Исследовались пять топливных составов, два из которых содержали добавки катализаторов. Составы исследуемых топлив отличались соотношением фракций крупных и мелких частиц перхлората аммония, общим содержанием твердых компонентов, массовой долей катализатора и алюминия, что позволило оценить влияние этих параметров на агломерацию алюминия при различных давлениях. При движении агломератов в потоке продуктов разложения топлива непрореагировавший алюминий продолжает окисляться. Крупные агломераты состоят как из Al2O3, так и из несгоревшего алюминия. В исследованном диапазоне давлений большая часть агломератов имеет сферическую форму, а их размеры варьируются от 31 до 115 мкм (для топлив без катализатора) и от 28 до 136 мкм (для топлив с катализатором). Полученные результаты позволяют улучшить представление об агломерации алюминия в топливах, как содержащих, так и не содержащих катализаторы, а также повлиять на выбор соотношения компонентов топлива с целью уменьшения агломерации алюминия, поскольку она приводит к двухфазным потерям удельного импульса и накоплению шлака в полноразмерных твердотопливных ракетных двигателях.
DOI: 10.15372/FGV20210209 |