СИСТЕМА КИНОПРОКАТА И СОВЕТСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ЗРИТЕЛЬ (СЕРЕДИНА 1950-х - 1980-е гг.)
О.В. Горбачев
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51 og_06@mail.ru
Ключевые слова: медиакоммуникация, советский кинематограф, кинопрокат, кинофикация, сельское население, аудитория кино, телевидение, Свердловская область, кинорепертуар
Страницы: 82-89
Аннотация
В статье обосновывается необходимость исторического изучения сельской аудитории кино в контексте закономерностей развития коммуникационной среды. Кинематограф и система кинопроката рассматриваются как пространство диалога между властью и обществом в СССР. Показано, как постепенно утрачивалась идеологическая и усиливалась коммерческая составляющая в деятельности кинопроката. Сельские киноустановки, уступая городским, тем не менее вносили значимую лепту в пополнение бюджетов местных Советов. Технологическая модернизация кинопоказа, актуальная в условиях соперничества с телевидением, в сельской местности была невозможна. Поэтому основным критерием развития сельской киносети был экстенсивный рост числа киноустановок. Невозможность обеспечения должного качества кинопоказа, начиная с 1970-х гг., обусловила сокращение сельской киноаудитории. Специфику сельского кинопотребления определяли значительная зрительская активность в условиях информационного голода, ограниченная возможность выбора фильма, меньшая требовательность к качеству фильмов и кинопоказа. Тем не менее по мере расширения коммуникационной среды сельская аудитория все более тяготела к городским стандартам киносмотрения.
DOI: 10.15372/HSS20200411 |