ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВОЕННОЙ ДЕРЕВНИ В СОВЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Л.Н. Мазур
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, РФ, 620002, Екатеринбург, пр. Мира, 19 ln.mazur@urfu.ru
Ключевые слова: Великая Отечественная война, кинематограф, деревня, крестьянство, фильм, образ, миф, пропаганда, память
Страницы: 24-32
Аннотация
В статье рассматриваются особенности репрезентации советской деревни военного времени в советском художественном кинематографе. На основе анализа фильмографии военных лет выделены четыре основных варианта образной презентации советской деревни: 1) символ Родины; 2) пространство народной войны; 3) символ жертвы; 4) «крепость обороны». Конструирование образов определялось задачами пропаганды и выполняло мобилизационные функции. Созданный пропагандой героический миф войны во второй половине XX в. пережил определенные трансформации, связанные с рефлексией феномена войны в общественном сознании в годы «оттепели» и «перестройки». Однако рациональное переосмысление затронуло в большей степени науку и искусство, но не политические институты, т. е. осталось незавершенным. В результате пропагандистский героический миф войны трансформировался в пропагандистский исторический миф Великой победы - основной инструмент политики памяти.
DOI: 10.15372/HSS20200404 |