ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЕ
З.И. Лаврентьева
"Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия lzi53@mail.ru"
Ключевые слова: социальная педагогика, магистратура, комплексные научные исследования, организационные условия, праксиология, Social pedagogy, master’s program, integrated research, organizational conditions, praxiology
Страницы: 173-184
Аннотация
Введение. На воспитание и социализацию современных детей и подростков все большее влияние оказывают постоянные изменения социальной действительности. Востребованными становятся исследования в области социальной педагогики, позволяющие понять, какие новые закономерности возникают во взаимоотношениях ребенка и социальной среды. Академическая магистратура по социальной педагогике является одним из существенных факторов, позволяющих быстро находить ответы на поставленные временем социально-педагогические вопросы. Проблема заключается в том, чтобы разрозненные, частные темы отдельных магистрантов объединить в комплексные научные исследования и выявить организационные условия эффективной деятельности научных коллективов магистрантов. Методология и методика исследования. Исследование строится на праксиологическом методологическом принципе, позволяющем делать теоретические выводы о комплексных исследованиях магистрантов на основе исследования реальной жизни, человеческой деятельности и общественных отношений. Методом исследования выступает анализ опыта организации комплексных научных работ магистрантов. Под комплексным научным исследованием понимается совместная деятельность группы магистрантов, направленная на решение проблемы с помощью единого методологического и разных теоретических подходов, позволяющих всесторонне раскрыть многогранные, постоянно изменяющиеся социально-педагогические явления и процессы. Отличительными характеристиками комплексности выступают соблюдение научной этики, авторство научных идей, постоянный обмен информацией и эмпирическими данными, обязательность внешней экспертизы. Результаты исследования. Опытно-экспериментальная работа по организации комплексных научных исследований магистрантов была обусловлена появлением ранее не существующих социально-педагогических явлений, субъектами которых становились сами магистранты. Первой такой проблемы стала деятельность замещающих семей. В исследовательскую группу вошли магистранты, имеющие статус приемных родителей, и магистранты служб сопровождения замещающих семей. Анализ деятельности исследовательских групп магистрантов позволил нам выделить следующие условия организации комплексных научных работ: набор в группы магистрантов не только под общую тему программы, но и под общую производственную проблему, требующую немедленного решения; включение в решение исследовательской задачи всех преподавателей специализированных программ с целью постоянного стимулирования поиска и обмена новыми знаниями; организация научного методологического семинара под руководством руководителя магистерской программы; постоянная апробация результатов научного исследования. Заключение. Соблюдение организационных условий стимулирует постоянство и последовательность организации комплексного исследования; удерживает разные темы исследования в рамках единого исследовательского поля; интенсифицирует исследовательский процесс и обеспечивает постоянный обмен информацией; создает единое учебно-исследовательское пространство на базе научной школы кафедры.
DOI: 10.15372/PHE20200310 |