СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА: ВЕКТОР ОТТОКА
В.В. Петров
"Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия v.v.p@ngs.ru"
Ключевые слова: научно-образовательный потенциал, исследовательский университет, рынок труда, подготовка научных кадров, scientific and educational potential, research university, labor market, training of scientific personnel
Страницы: 141-152
Аннотация
Введение. Вхождение России в мировое научно-образовательное пространство сопровождается взаимопересечением потенциалов различных социальных систем. Вектор общественного развития во многом определяется уровнем научно-образовательного потенциала, что особенно ярко проявляется в переломные моменты исторического развития социума, когда происходит смена цивилизационных ориентиров. Развитие регионального научного и образовательного потенциала напрямую связано с возможностью привлечения в научно-образовательную сферу высококвалифицированных мотивированных выпускников университетов. В статье показана динамика обновления кадрового потенциала региональных научно-образовательных систем и выявлены факторы, влияющие на формирование приоритетов трудоустройства выпускников исследовательских университетов на региональном рынке труда. Методология и методика исследования. Применяемый автором метод философской концептуализации позволил представить новый уровень анализа формирования регионального научно-образовательного потенциала и преодолеть разрозненность подходов к его исследованию. С помощью социокультурного и социологического подходов осуществлен вторичный анализ данных социологических исследований, направленных на выявление приоритетов трудоустройства выпускников исследовательских университетов. Результаты исследования. Обосновано, что наличие образованной мотивированной молодежи, вовлекаемой в научно-образовательный процесс, является одним из важнейших конкурентных преимуществ развития любых региональных систем. На примере крупного регионального университета, интегрированного в научно-исследовательский центр мирового уровня, показана отрицательная динамика вовлечения молодежи в региональный научно-образовательный сектор. Обращается внимание на то, что происходит отток выпускников научно-исследовательских университетов, одной из основных целей которых является подготовка кадров для фундаментальной науки и образования. Заключение. В результате проведенной работы выявлены основные причины, по которым происходит сокращение количества выпускников университета, готовых заниматься научно-образовательной деятельностью на региональных площадках: серьезное снижение престижа научной деятельности в общественном сознании; невысокое материальное обеспечение молодежи в регионах на начальном этапе научной деятельности; ограниченные социальные условия (социальная инфраструктура, жилищная проблема и др.), при этом отсутствие нормально развитой социальной инфраструктуры может стать следствием высокого уровня географической локализации научно-исследовательских центров.
DOI: 10.15372/PHE20200308 |