ТРЕНИНГ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А.В. Черепанов, Г.А. Рехтина
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация arcandil@mail.ru
Ключевые слова: внутриорганизационное обучение, бизнес-тренинг, тренинг-технологии в управлении человеческими ресурсами, основные подходы к организации тренингов, андрагогическая парадигма, принципы андрагогики, методы тренинга, механизм реализации тренинг-технологии, intra-organizational learning, business training, training technologies in human resource management, key approaches to organizing trainings, andragogic paradigm, principles of andragogy, training methods, mechanism of realization by training technology
Страницы: 3855-3869
Аннотация
Проблемным полем исследования в рамках рассматриваемой темы является отсутствие единого понятийного аппарата, единства в понимании и практическом применении принципов, методов, техник, процессов организации тренингов; общепринятого механизма реализации тренинг-технологии на внутриорганизационном уровне; систематизированного описания процессов обучения и развития человеческих ресурсов; единства взглядов на оценку результативности подобных мероприятий во время проведения занятий, по результатам обучения и т.д. В статье представлены результаты теоретического исследования и обобщение практического опыта авторов по применению тренинговых форм и методов обучения. Раскрыты некоторые методологические основы разрабатываемой авторами тренинг-технологии как метода обучения и развития персонала. Рассмотрен генезис развития тренингов в отечественной теории и практике. Представлена авторская интерпретация классификации тренингов, предполагающая выделение тренингов по формированию и развитию профессиональных компетенций; тренингов личностного роста; тренингов коммуникативной компетентности и командного взаимодействия; психологических (социально-психологических) тренингов. Сформулировано определение тренинг-технологии для внутриорганизационного обучения и развития человеческих ресурсов, представляющая собой образовательную технологию, применение которой имеет целевую направленность на достижение эффективности деятельности организации, своевременного реагирования на вызовы внешней среды, обеспечения устойчивости организации в стратегической перспективе, через формирование, удержание и развитие профессиональных компетенций сотрудников (корпоративных, рыночных). В графическом виде представлена разработанная модель механизма применения тренинг-технологии во внутриорганизационном процессе обучения и развития персонала. Охарактеризованы принципы андрагогики как фундаментального элемента механизма реализации образовательной тренинг-технологии (принципы отказа от критики обучающихся, равенства, использования имеющегося положительного жизненного опыта, корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, индивидуализации обучения, комфортности обучения, актуализации результатов обучения, системности обучения, активного творчества).
DOI: 10.15372/PEMW20200223 |