КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Л.М. Струминская, Е.Н. Богданчикова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация strumlya@mail.ru
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, ФГОС, оценивание компетенции, оценочное средство, результат освоения компетенции, competencies, competence-based approach, The Federal State Educational Standard, assessment of competence, assessment tool, the result of the development of competence
Страницы: 3788-3797
Аннотация
В настоящее время система профессионального образования строится на компетентностном подходе, который в качестве результатов образования рассматривает не сумму усвоенной информации, а способность человека продуктивно действовать в профессиональной ситуации. Термин «компетенция», как показатель результата обучения, введен в РФ с 2009 г., с внедрением государственных образовательных стандартов высшего образования первого поколения (ФГОС), тогда же появляется компетентностная модель выпускника. Компетентностно-ориентированное образование подразумевает компетентностную ориентацию как содержания образовательного процесса и технологий его реализации, так и оценочных процедур, средств оценки качества подготовки обучающихся, поскольку цели и содержание образования, организация образовательного процесса, заданные образовательными стандартами, определяют результаты образования в форме компетенций. Переход от формулировок компетенций в ФГОС ВО к реальному процессу обучения оказался не таким простым. При соотнесении целей образования с предполагаемыми результатами - компетенциями возникают проблемы. Сложности связаны с несоответствием практической ориентированности компетентностного подхода и существующей предметной ориентацией педагогической практики. В ходе изучения конкретной дисциплины возможность сформировать в полной мере отдельную компетенцию не только набор компетенций, заданных ФГОС ВО, но и отдельную компетенцию - минимальна. Но основная сложность связана с диагностикой уровня сформированности компетенций. Компетентностный подход требует измерения не отдельных знаний, умений и навыков обучающихся, а оценки качеств самого человека. Однако существующая система оценки качества образования не имеет для этого необходимых оценочных средств. В представленной статье рассматриваются вопросы компетентностно-ориентированного образования в высшей школе, анализируются его особенности, проблемы диагностики уровня сформированности компетенций.
DOI: 10.15372/PEMW20200216 |