АРХИТЕКТОНИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНСТИТУТА
Ю.А. Гуськов1, В.В. Косухин2, Р.В. Орлов2, Т.В. Сидорина2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация nsauii@ngs.ru 2Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева, Новосибирск, Российская Федерация vivv@mvd.ru
Ключевые слова: научно-исследовательская культура, образовательное пространство института, психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих специалистов, research culture, educational space of the Institute, psychological and pedagogical support of professional training of future specialists
Страницы: 3726-3735
Аннотация
Проблема формирования научно-исследовательской культуры как ведущего фактора наукоемких профессий и инновационного характера развития практики, обуславливают приоритет развития образовательного пространства институтов в логике систем «человек - научно-техническая информация» и «человек - техника». Это предопределяет их специализированную системную архитектонику и особое психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих специалистов. Образовательное пространство каждого института наполнено минимум тремя составляющими его компонентами, профессионально-культурным, социальным и материально-человеческим капиталом. Профессионально-культурный компонент определяем, как интерес к познанию, умение использовать методы исследования, освоенные знания, значимость науки, ценность обретаемой профессии и т.д. В социальный компонент с необходимостью входят потенциал семей обучающихся, их традиций и образовательный ценз родственников; национальность, верование, уровень воспитанности; общественные установки окружения и микрогрупп; социальное влияние друзей и одногруппников, и пр. Компонент материально-человеческого капитала характеризуется престижностью получаемого образования, особенностями и сложностью приобретаемой профессии, признанностью ее в обществе и экономике страны и как источник экономического роста. Предлагаемая проблема исследования носит практико-ориентированный характер. В статье выявляются структурные компоненты научно-исследовательской культуры, основы интеграции образовательной, профессионально-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
DOI: 10.15372/PEMW20200210 |