ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.А. Бутина
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация eugeniabutina@gmail.com
Ключевые слова: компьютеризация образования, информатизация, цифровизация образования, перспективы цифровизации, риски цифровизации, цифровые технологии, смешанное обучение, computerization of education, Informatization, digitalization of education, prospects of digitalization, risks of digitalization, digital technologies, mixed learning
Страницы: 3695-3701
Аннотация
В настоящее время мы являемся свидетелями глубокой трансформации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и системы образования. Изменения происходят в направлении цифровизации - актуальной тенденции современного образовательного пространства. Однако единой трактовки понятия цифровизации пока нет, следовательно, цифровизация происходит в ситуации понятийной неопределенности. Кроме того, в научной литературе оперируют разными терминами для обозначения цифрового образования: «дигитализация образования», «смарт-образование», «цифровое образования» и др. Следовательно, имеет место и терминологическая неопределенность. В статье приведено несколько определений термина «цифровизации», перечень нормативных документов, направленных на регулирование образовательного процесса в отношении цифровизации, этапы цифровизации образования, рассмотрены ее перспективы и риски. Отмечено, что необходимо учитывать достоинства и недостатки цифровизации образования, в соответствии с этим корректировать изменения в образовательном пространстве. Мы считаем, в образовании необходимо использовать преимущества цифрового обучения, которое должно стать дополнением к традиционному (речь идет о смешанном образовании), при этом важно актуализировать морально-этический аспект образования, сохранять в образовательном процессе нравственную составляющую. Мы согласны с М. А. Маниковской, отмечающей, что решение проблемы «видится в новом ее развороте, который указывает перспективу выявления и сохранения в трансформирующемся образовании конструктивных возможностей оптимального и гармоничного сопряжения цифровых и гуманитарных технологий, обеспечивающих моральную идентичность человека». Теоретико-методологическим основанием исследования стали работы, посвященные проблеме цифровизации образовательного пространства.
DOI: 10.15372/PEMW20200207 |