ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМА АКАДЕМИЧЕСКИХ СВОБОД И ВЫБОРА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С.Г. Горин
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Российская Федерация info@gem.nsk.ru
Ключевые слова: трансформация высшего образования, академические свободы, компетентностная модель, образовательные стандарты и технологии, болонские преобразования, transformation of higher education, academic freedoms, competency model, educational standards and technologies, Bologna transformations
Страницы: 3682-3687
Аннотация
В статье рассматриваются критические аспекты трансформации российской образовательной системы в постсоветский период в ходе внедрения некоторых болонских принципов в высшем образовании в контексте проблемы академических свобод и независимости университетов. Отмечено, что болонские преобразования в российской высшей школе (например, искусственное разделение на бакалавриат и магистратуру, неудачно сформулированные компетентностно-ориентированные образовательные стандарты и др.) имеют сомнительную прогностическую перспективу, но, тем не менее, продолжают директивно внедряться в учебную практику. Они способствуют бюрократизации вузов, ограничивают традиционную автономность и независимость университетов, выбор и самостоятельность индивидуальных образовательных технологий даже, ведущих в своей области профессоров. Это снижает продуктивность их научной и учебной деятельности, эффективность и качество образовательного процесса, а также позитивную мотивацию и творческую составляющую и в работе преподавателей, и в отношении студентов к учебе. В современной образовательной практике достаточно примеров, подтверждающих изменчивость студенческой субъектности, подчас в сторону ее деструктивности. В качестве эмпирической базы в статье использованы данные социологических исследований, проведенных среди преподавателей четырех сибирских вузов и трех образовательных организаций дополнительного образования по различным направлениям профессиональной деятельности, а также экспертные мнения более ста преподавателей высшей школы в сибирском регионе.
DOI: 10.15372/PEMW20200205 |