СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИЕРАРХИЯ И ИНВЕРСИЯ
Д.А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация dimasev@ngs.ru
Ключевые слова: личный социальный капитал, активный социальный капитал, пассивный социальный капитал, социальная иерархия, инверсия, personal social capital, active social capital, passive social capital, social hierarchy, inversion
Страницы: 3674-3681
Аннотация
В статье рассматривается понятие «социальный капитал». Анализируются различные трактовки этого понятия. В частности, показано, что социальный капитал может быть представлен и как общественное достояние, и как личное достояние индивида. Социальный капитал, рассматриваемый как сугубо общественное явление, описан как наличие социального доверия. Социальный капитал, который рассматривается в качестве личного актива субъекта, составляет один из факторов, определяющих его положение в обществе. В статье выделяется две разновидности личного социального капитала - активный и пассивный. На основе личного социального капитала действует социально-коммуникативный организационный принцип в социальной иерархии. Это лишь один из многих организационных принципов, которыми обусловлена позиция человека в социальной иерархии. Данный принцип, при всей его значимости, не может рассматриваться как главный. Во-первых, социальный капитал чаще всего важен не сам по себе, а как средство для достижения некоторых внешних целей. Во-вторых, если субъект стремится занять высшую общественную позицию только на основе социального капитала, это становится проявлением популизма и интриганства. В этом проявляется инверсия в социальной иерархии - состояние, угрожающее разрушением данной системы. Приобретение и накопление личного социального капитала начинается еще с детства в семье. Однако решающую роль в этом вопросе играют учебные заведения. Именно в период обучения происходит весьма интенсивное накопление социального капитала. Поэтому накопление личного социального капитала обучающихся заслуживает особого внимания и отдельного изучения. Для этого могут применяться как констатирующие, так и формирующие эксперименты.
DOI: 10.15372/PEMW20200204 |