РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СИСТЕМ В ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВАХ
В.В. Петров1,2
1Институт философии и Права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Российская Федерация v.v.p@ngs.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Российская Федерация
Ключевые слова: университет, глобализация, национальные системы образования, university, globalization, national education systems
Страницы: 3666-3673
Аннотация
Изменения, которые происходят в отечественном образовании под влиянием глобализационных процессов, накладывают серьезный отпечаток на развитие университетских систем, что приводит к необходимости трансформации университета в изменившихся социокультурных условиях. Проблема, обсуждаемая в данной работе, может быть сформулирована следующим образом: с одной стороны, в условиях глобализационных преобразований требуется выстроить развитие отечественных университетов в соответствии с некоторой «единой европейской моделью», но с другой стороны, отсутствует понимание, что может выступить в качестве такой универсальной модели развития университетских систем в трансформирующемся обществах. Цель работы - определить возможность создания «универсальной» модели университетских систем в условиях глобализации. Для достижения поставленной цели применяется метод философской концептуализации и используются социокультурный и культурфилософский подходы, что сделало возможным обобщение полученных в ходе исследования данных. В работе сформулировано определение университетской системы, обозначены ключевые организационные принципы университета, проведен анализ опыта развития европейских университетских систем, показаны онтологические аспекты их развития и определены ключевые факторы, непосредственно влияющие на становление и развитие национальных университетов. В результате сравнения в едином категориальном пространстве университетских моделей Англии, Франциии Германии обосновано, что основной причиной, сдерживающей формирование «универсальной» модели развития университетских систем в трансформирующихся обществах под воздействием глобализационных процессов является ответная реакция самозащиты национальных систем образования, исторически формировавшихся под воздействием консервативного традиционализма и национального фундаментализма.
DOI: 10.15372/PEMW20200203 |